О продаже алкоголя через Интернет
Исследовательская компания Ромир опубликовала на своем сайте анализ покупательского поведения на рынке алкогольной продукции. :
«Согласно новому опросу от апреля 2023 года, уже более четверти россиян (28%) покупают алкоголь в интернете с самовывозом, а подавляющее большинство хотели бы заказывать его доставку прямо домой через специализированные магазины и маркетплейсы. При этом 84% покупателей не станут покупать больше алкоголя с появлением возможности онлайн-заказа и доставки.
В прошлом году Ромир выявил, что 63% россиян хотят заказывать алкоголь онлайн и получать его с доставкой. Опрос этого года показал, что опция доставки алкоголя продолжает быть такой же актуальной. Это связано с растущей популярностью онлайн-покупок различных товаров. Согласно опросу, услугами доставки пользуется большинство россиян – 64%.
Больше всего покупать алкоголь с доставкой респонденты хотели бы в специализированных магазинах по продаже алкоголя (например, Simple Wine, «Красное и Белое») — 48%, на маркетплейсах (Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет) — 42% и в продуктовых магазинах (Азбука Вкуса, Пятёрочка) — 36%. Как и годом ранее, россиян интересует в первую очередь доставка слабоалкогольных напитков — 40% опрошенных хотели бы приобретать онлайн тихие вина и шампанское, 38% — пиво и сидр».
62% россиян хотя бы один раз за год (май 2022 – апрель 2023) покупали алкоголь (любым легальным способом). При этом по данным исследования от апреля 2023 года, появление законной возможности приобретать алкоголь онлайн с доставкой не приведет к росту его потребления: 84% россиян не будут покупать алкоголь чаще и 87% не станут употреблять его больше. Существующий запрет на продажу алкоголя дистанционным способом каждый второй (51%) россиянин воспринимает как неэффективную меру для борьбы с алкоголизмом.
Дополнительно в рамках исследования была затронута тема контрафакта. По данным Ромир, 91% россиян считают, что на российском рынке есть контрафактный алкоголь. Практически половина (47%) россиян считают, что он занимает 41% и более российского рынка алкоголя. При этом больше трети (36%) респондентов признались, что не могут отличить контрафактный алкоголь от оригинального».
Итоги исследования в части продажи алкоголя через Интернет прокомментировал российский политик, владелец ГК «Абрау-Дюрсо» Борис Титов:
«Итак, подавляющему большинству идея нравится. 84% обещают, что пить больше, чем раньше, не станут, даже если им будут привозить алкоголь на дом.
На самом деле реализация онлайн-продаж спиртного (а Минфин свой законопроект подготовил давно) затянулась совершенно необоснованно.
Конечно, Минздраву кажется, что стоит ее разрешить, как джин вырвется из бутылки, и улицы наших городов заполнятся пошатывающимися зомби.
Но на самом деле все обстоит как раз наоборот. И регулировать, и контролировать продажи через маркетплейсы и специализированные сайты гораздо легче и удобнее, чем продажи в оффлайн-магазинах.
Можно устанавливать разрешенные категории товара, чтобы входить в эксперимент постепенно.
Можно устанавливать любые географические ограничения, все отслеживается.
Можно железобетонно контролировать возраст покупателя, если интегрировать продажи с Госуслугами.
Боитесь, что бутылку закажет взрослый дядя, а пить будет подросток? Нет ничего легче, чем организовать контрольную закупку.
Пара огромных штрафов за то, что курьер отдает товар несовершеннолетнему, и для продавца такие покупатели станут худшим кошмаром. Папиной учеткой воспользоваться тоже не удастся: папа узнает, ведь мы давно вступили в эпоху цифровизации.
В общем, кроме устаревших стереотипов, не мешает ничего», – считает Борис Титов.