Художник Юрий Григорьев
30 марта 2020 г. в возрасте 83 лет ушел из жизни Ю.И. Григорьев, главный художник издательского дома «Гражданин». С Юрием Ивановичем нас связывала дружба, длиною в 30 лет.
1 марта, в Прощёное воскресенье мы с писателем и журналистом Сергеем Кредовым были в гостях у семьи Григорьевых. Они накрыли стол в большой комнате (обычно сидели на кухоньке). На стене висела гитара – я и не знала, что Юрий Иванович владел инструментом. Гитару взял Сергей, мы пели хорошие песни и романсы. Людмила, жена Юрия Ивановича, испекла блины, «блинки», как говорил ЮИ. (В переписке с верстальщиками я для экономии времени называла так Юрия Ивановича: «ЮИ не нравится», «это версия ЮИ», «исправьте по макету ЮИ»). Слово главного художника наших изданий было решающим. Спорил с ним только Николай Кривомазов. Они могли непримиримо дискутировать, а потом долго разговаривать по душам, застольничать, философствовать и хохотать. Их остроумные диалоги нужно было записывать. Ну а фраза Григорьева «Соленый огурец никогда не станет малосольным огурчиком» стала в нашем кругу поговоркой.
В годы «свободного плавания», в начале 90-х, мы делали немало газет и журналов, названия которых сейчас и не вспомнить. И всякий раз появлялась надежда на стабильную профессиональную жизнь, но она исчезала после двух-трех выходов изданий в свет, а иногда и после пилотного номера, даже не оплаченного заказчиками. Кто-то из них просто отмывал деньги, кто-то разорялся, а творческий коллектив оставался без работы, и это были тяжелые времена. Случалось, Кривомазов «терял» Григорьева на несколько дней, а когда тот все-таки откликался на телефонный звонок, кричал в трубку: «Юра, газета стоит! Вот чем ты занимался все это время?». «Я занимался тем что никого из вас не видел!».
Юрий Григорьев, Николай Кривомазов, глава знаменитого ликеро-водочного предприятия «Кедр» (Иркутск) Владимир Комаров, Людмила Кривомазова, 1994 г.
Мы поняли, что надо создавать свою компанию. Над журналами «Аз есмь Гражданин» (1997–2005), «Русская водка» (выходит с 1996 г.), газетой «Чарка» (1992–1996) Григорьев и главный редактор Кривомазов работали вдохновенно, потому что никто не ограничивал их свободу – наши издания зависели только от турбулентной экономики. Два придумщика, две яркие личности творили красиво и весело. «Наскреб Кривомазова со всей России», – шутил Юрий Иванович.
Николай Кривомазов известен острыми выступлениями в прессе. Однажды он написал настолько крутой политический текст, что его публикация могла поставить под удар само существование журнала, но остановить нашего главного не удавалось. И только после того как подключился Григорьев, сказав в конце концов: «Коля, в своем доме пожар не разводят», Коля согласился снять материал из номера.
Юрий Григорьев с женой Людмилой, Николай Кривомазов, бард Борис Драгилев, 2009 г.
После ухода Николая из жизни мы продолжали работать, зарегистрировали еще один журнал «Русская водка и вино». Юрий Иванович был настоящим товарищем, партнером, соавтором. При разборе очередного свежего номера он произнес: «Знаешь, чего не хватает? Кривомазова». Конечно, знаю. Но что тут поделать?
Вот теперь будет не хватать и Григорьева.
Как-то он мрачно изрек:
– Нет сегодня мужиков. Чтобы найти мужика, надо идти на кладбище (к семидесяти годам он уже многих друзей потерял).
– А чтобы найти хорошую женщину, что нужно делать? – спросила я.
– Нужно из дома не выходить.
...Дома его всегда ждала Людмила. Он писал портреты только двух женщин: матери Антонины Викторовны и любимой жены Людмилы Николаевны. Я недавно узнала от Люды, что мама Юрия Ивановича умерла в 1995 году – тогда мы уже были знакомы, но ЮИ не говорил о своем горе, только Людмила знала, как он его пережил.
Когда ему был поставлен тяжелый диагноз, стал делиться воспоминаниями, рассказывал, какое красивое контральто было у Антонины Викторовны, как собиралась толпа под окнами послушать ее пение. Отец Иван Васильевич работал линотипистом, метранпажем в типографии, затем окончил Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева и занимался созданием взрывчатых веществ. На долю семьи выпала война.
В молодости на художественном факультете Московского пединститута в качестве дипломной работы студент Юрий Григорьев сделал портрет матери, а не так давно решил разыскать его в архиве учебного заведения. У него были и другие портреты Антонины Викторовны, но тот, что он создал свежим взглядом молодого художника, не забывался. Когда своими больными ногами пришел через 50 лет по старому адресу, его почти обсмеяли: ничего не сохранилось. Поздно пришел.
...Из этого института его в свое время исключили в составе группы, увлекающейся сюрреализмом. Два года отслужил в армии, а потом вернулся на заочное отделение и окончил его. Недалеко от его альма-матер находился мединститут, где училась Людмила. Они познакомились в Доме офицеров, стоявшем там же, на Серпуховке. Юрий увез молодую жену в Восточную Германию, где два года выпускал газету «На боевом посту», а она служила медсестрой в военном госпитале. При возвращении в Москву Юрий Иванович работал в Агентстве печати «Новости», выпуская журналы о России для заграницы.
Коломенское. Художник Ю. Григорьев
«Это был человек патриотических взглядов и в то же время передовой и современный, – говорит о нем Сергей Кредов. – Профессионал высокого класса, он быстро принимал решения и находил выход из самых сложных ситуаций. Однажды по заданию заказчика мы подготовили четырехполосную газету к памятной дате, и вдруг перед отправкой в печать получаем приказ сделать восьмиполосную. Стали объяснять хозяину, что невозможно сломать дом и сразу построить новый, но был ответ: вам деньги платят, вот и выкручивайтесь, как хотите. Мы были в шоке, но пришел Юрий Иванович, прикинув, сказал: «Да это легко!» и переделал макет за несколько часов, «подарив» две полосы. Мы оперативно подверстали из задела материалы еще на две, и восьмиполосная газета вышла в срок.
Юрий Иванович никогда не повторялся, у него не было готовых штампов, он всегда творил».
Серьезным этапом последних пяти лет жизни было создание исторических книг с художественными иллюстрациями со всего мира: «Кутузов», «Ленин» и «Жуков» совместно с автором-составителем Игорем Пестуном. К сожалению, не дождался переиздания на английском языке книги о Ленине – вмешался коронавирус, типография приостановила работу.
На фоне портрета матери. 1марта 2020 г.
Вот что поражает: за руль ЮИ сел в 58 лет, а гонял на своем «жигуленке», как настоящий профи. Начинал профессиональную деятельность в 60-е годы прошлого века, в эпоху т.н. высокой печати, где царил свинцовый набор, макеты художники создавали, ножницами вырезая буквы и иллюстрации и выклеивая их на бумаге. Но когда жизнь ушла вперед, Юрий Иванович освоил компьютерную верстку, Fotoshop, легко поспевая за все новыми цифровыми программами. Делал дизайн-макеты сайтов, интернет-журналов настолько современно и ярко, что и молодым стоило поучиться. Художник глубоко чувствовал тему и воплощал ее в неожиданных, иногда парадоксальных образах, что и отличало григорьевский стиль. А ведь было ему за восемьдесят.
Я задумалась о возрасте Юрия Ивановича только после его ухода. Как горько, что его не будет с нами, но какое счастье, что он был в нашей жизни.
Людмила Кривомазова