Не так страшен балк, как его малюют
На волне «винных» новостей о как будто приближающемся принятии закона «О развитии виноградарства и виноделия в РФ» особенно броско подается тема импортных виноматериалов, из которых производители якобы делают для нас всякие низкопробные напитки под маркой вина. Проясним с помощью специалистов этот «модный» вопрос. Но прежде один факт: СССР занимал второе место в мире по общей площади виноградников, с 1984 года они сократились в три раза.
Главный винодел «Кубань-Вино» Ванда Ботнарь:
– Если бы во времена Горбачева не вырубили виноградники, а потом из-за кризисов не забросили оставшиеся поля, мы бы сейчас не говорили о поставках балка из-за границы. Балк, то есть вино оптом, перемещается по всему миру на волнах повышения спроса или из-за неурожаев. Именно рынок диктует потребность, на которую виноделы вынуждены реагировать, если хотят остаться на плаву. Другое дело – качество привозных вин, которое нужно строго контролировать, а не хватать что дешевле. Только от импортёра зависит, что привезут и что он разольёт для потребителя, это полностью его ответственность.
Стоит добавить к мнению В.И. Ботнарь информацию из материалов Международной организации винограда и вина (OIV), что, к примеру, Германия импортировала в 2017 году 15,2 млн гекталитров вина (самый большой объем в мире) потому что она покупает недорогой балк, перефасовывает и продает в другие страны.
Россия располагает 86,5 тысяч га виноградников, к 2020 году предполагается увеличить посадки до 140 тыс. га. За счет отечественного сырья покрывается только третья часть потребностей рынка.
Алан Соколов, директор Ассоциации производителей игристых вин: «Наша проблема не в российском или импортном виноматериале. Если заграничный виноматериал сделан из хорошего винограда – это прекрасная основа для виноделия.
У нас хорошая концепция развития виноградарства и виноделия, но она не учитывает роль потребления. В концепции заложено 5-6 литров вина на душу населения в год, через десятилетний отрезок времени предполагаются те же цифры. Это неправильно, потому что потребление будет расти, интерес к винам повышается стремительно, что уводит людей от крепких напитков.
Самый высокий показатель потребления был в Советском Союзе – 19,3 л на душу населения в год. СССР располагал 350 тыс га, включая Молдавию, Грузию, Среднюю Азию, Кавказ. При всей нашей мощи, производимый тогда виноматериал удовлетворял не более 60 процентов потребности, и мы его закупали в Тунисе, Алжире и др. странах.
А вообще в мире нет понятия виноматериал, есть вино – продукт, произведенный из винограда, в двух видах: наливом (Balk wine), которое еще не попало в бутылку, и бутилированное.
В 1991-92 годы с целью ухода от таможенной пошлины руководители нескольких предприятий вышли с инициативой и пробили для вина наливом термин «виноматериал». Кстати, на наших предприятиях вино из собственного винограда, еще не прошедшее обработку и не разлитое в бутылки, также называют виноматериалом».
Возвращаясь к придуманным страшилкам о балке, Алан Соколов заметил, что страшен вовсе не балк, а такое понятие, как «виноматериал неизвестного происхождения». На рынке он составляет порядка 25 процентов. Если мы возьмем цифры производства вина российскими производителями, посчитаем, сколько нужно было сырья, вычтем собственный виноград и импортные закупки, получится порядка 25% вина, которое неизвестно откуда взялось. А взялось оно из смешивания сахара, дрожжей и воды. Таким образом, балк ни при чем, речь идет об элементарной фальсификации, для которой нет необходимости совершать закупки заграницей, а себестоимость суррогата 10–15 рублей.
Некоторые участники рынка и эксперты настаивают, чтобы на этикетке бутылки было указано, из какой страны импортировано вино наливом с целью не вводить потребителя в заблуждение. Думаю, потребитель не будет против.
Людмила Кривомазова