Умные решения для напитков
Открывая бутылочку, мы не задумываемся, какие проблемы стоят за производством напитков. 1000000000000 евро – на эту сумму (один триллион евро) в год продается в мире алкогольных и безалкогольных напитков. С этого впечатляющего факта начала свое выступление референт Союза машиностроителей Германии (VDMA) Беатрис Фрезе на пресс-конференции, посвященной мюнхенской выставке drinktec.
«Можно представить, какие огромные ресурсы задействованы в данной сфере пищевой промышленности. Производители сталкиваются с вызовами: ростом конкуренции, ужесточением требований по безопасности и качеству напитков, необходимостью мобильной работы оборудования, растущими ценами на водные и энергетические ресурсы, изменениями в предпочтениях потребителей – потребителям всегда хочется попробовать что-нибудь новое.
По всем этим вызовам у нас есть решения, и они будут представлены на drinktec», – сказала Беатрис Фрезе.
Drinktec – выставка для профессионалов, для тех, кто обеспечивает всю сферу производства, упаковки, маркетинга напитков и жидких продуктов питания.
VDMA – крупнейшая группа экспонентов drinktec. Союз машиностроителей Германии является разработчиком концепции выставки и оказывает организатору – компании «Мессе Мюнхен» консультативно-экспертную поддержку.
Германские производители поставляют половину пивоваренного и 30 процентов упаковочного оборудования на мировой рынок. Общий оборот предприятий машиностроения Германии составляет 218 миллиардов евро (2015), а общее количество работников превышает один миллион человек. Это ведущая отрасль промышленности и крупнейший работодатель страны.
Беатрис Фрезе рассказала о том, какие события происходят на рынке пищевого и упаковочного оборудования. За последние восемь лет продажи выросли на 40 процентов. Германия является лидером, на втором месте – Италия. Треть от всего произведенного в мире оборудования составляют механизмы для производства продуктов питания.
В 2015 году мировой спрос на пищевое и упаковочное оборудование вырос на шесть процентов, достигнув объема 38 миллиардов евро. Обработанные данные за 2016 год по 52 промышленно развитым странам говорят о том, что показатели по объему торговли промышленным оборудованием будут выше, чем в 2015 году.
К 2020 году потребление только безалкогольных напитков в мире вырастет на 18 процентов. На азиатском рынке ожидается прирост на 29 процентов, прогноз роста для Латинской Америки – 14 процентов, а для Среднего Востока и Африки – 44 процента!
Объем продаж алкогольных напитков в мире к 2020 году вырастет примерно на 9 процентов. Наибольший прирост ожидается в Латинской Америке (15%) и Азии (11%).
В 2015 году Россия была на 14-м месте в мире по потреблению безалкогольных напитков, к 2020 г. этот показатель вырастет на три процента. По алкогольным напиткам Россия на пятом месте в мире, но к 2020 году, по версии VDMA, прогнозируется падение на два процента. Зато молока мы будем пить на 10 процентов больше. «В 2016 году в России стабилизировались инвестиции, и мы рады , что Германия является для вашей страны важнейшим поставщиком», – сказала представитель VDMA.
В целом машины и оборудование для производства и упаковки напитков и жидких продуктов питания на мировом рынке покупают более 100 стран. Среди закупщиков оборудования первое место принадлежит США, затем следуют Китай, Германия, Франция, Великобритания, Россия, Мексика, Канада, Польша и Индонезия. Заметно вырос спрос в таких странах как Бразилия, Иран, ЮАР, Нигерия, Индия и Таиланд.
Повышение спроса дает производителям оборудования уверенность в собственных перспективах.
Немецкие компании, производящие пищевое и упаковочное оборудование, являются признанными мировыми лидерами: средняя доля экспорта составляет 87 процентов, им принадлежит 21 процент мировой торговли в данном секторе.
Что касается решений, которые готовятся к демонстрации на объединенном стенде Союза машиностроителей на drinktec, важнейшими из них станут экологическая безопасность, эффективность технологических процессов и использование ресурсов.
Впервые вода станет главной темой. Каждый день будут доклады о подготовке воды, об очистке сточных вод, о рециклинге, о контроле качества и др.
Особое внимание будет уделено гигиене и безопасности продукции.
Мега-тема – гибкость технологических процессов. Все стремятся сделать остановки оборудования как можно короче, ищут эффективные варианты адаптации машин к новому продукту, когда требуется перенастройка в связи с показателями по температуре, по включению новых ингредиентов напитков и др. Немецкие машиностроители готовы предложить модульные системы, программное обеспечение оптимизации процессов.
С двумя исследовательскими проектами: «Индивидуализированное производство напитков. Цифровой близнец рассказывает о себе» и «Умные решения по очистке емкости. Эффективная очистка с использованием искусственного разума» можно будет познакомиться на стенде VDMA (павильон В3, стенд 113).
На drinktec будет представлена продукция смежных отраслей – машины для выдувания ПЭТ-бутылок, теплообменники, насосы, оборудование, связанное с логистикой и автоматизацией производства.
Интересно, что крупные машиностроители стали уделять внимание малым предприятиям, занятых в производстве пива и других напитков. Например, всемирно известная немецкая фирма Krones начала выпускать оборудование для небольших пивоварен.
«Специалист любой компании, большой или малой, найдет на drinktec решение по самым важным для него вопросам», – уверена Беатрис Фрезе.
11 – 15 сентября, Мюнхен. Drinktec 2017 – это 1600 экспонентов из 70 стран в 15 павильонах общей площадью 150 тыс. кв.м. Ожидается более 70 тысяч посетителей со всего мира. www.drinktec.com