Шотландия. Минимальная цена на алкоголь
В ближайшие недели в Шотландии будет принято судьбоносное для всех производителей алкогольной продукции ЕС судебное решение по минимальной цене за единицу крепкого алкоголя, которое затем с большой долей вероятности будет экстраполировано и на вино и пиво.
В рамках III Черноморского форума виноделия в Сочи остро обсуждалась проблема введения минимальной цены на тихое вино в России, особенно это стало актуально в свете введения российским правительством такой цены на игристые вина.
Проблема назрела давно и в принципе абсолютное большинство виноделов, в России «за», но здесь еще, видимо, остаются подводные камни. Россия здесь – одна из стран-«первопроходцев».
В ЕС такой нормы пока нет. На III ЧФВ виноделы «бедных» стран ЕС черноморского региона вместе с их испанскими коллегами – чемпионами по снижению себестоимости винодельческой продукции утверждали, что современные технологии автоматизации позволяют значительно удешевить производство массового вина, кроме того, труд в ряде стран ЕС дешевле, поэтому и вино дешевле.
По их мнению, введение минимальной цены отсекает от потребления качественных алкогольных напитков и вина беднейшую часть населения, которое может перейти на продукцию, произведенную неофициально, или даже на потребление суррогатов, как это уже бывало в периоды глубоких экономических кризисов.
Буквально через неделю после дискуссий в Сочи в Шотландии началось второе слушание (первое проходило в июне 2016 г.) резонансного дела о минимальной цене на алкогольные напитки, вводимой, по настоянию лоббистов медицинских НПО, шотландским правительством. Крупнейший лоббист Шотландии «Ассоциация Производителей Виски» судится со своим правительством (поддерживаемым различными НПО защитников здорового образа жизни), утверждая, что такая норма подрывает экономику Шотландии, противоречит рыночным нормам, социально дискриминационна и даже в каком-то смысле противоречит культурным традициям страны. Решение по делу будет принято осенью 2016 г. Аргументы правительства основаны на том, что 25% взрослого мужского населения Шотландии алкоголики по нормам ВОЗ (то есть пьют больше 200 гр. крепких напитков или эквивалент других напитков в алкоголе в день). В ответ Ассоциация утверждает, что еще 40 лет назад таких мужчин в Шотландии было почти 40% и цена здесь ни при чем, и на медианную зарплату того времени шотландец мог купить примерно столько же виски, пива и вина.
Мощным аргументом со стороны медицинских НПО за введение «минималки» и, соответственно, резкого снижения потребления выступает и региональное неравенство Шотландии: где больше пьют, там и экономические показатели хуже – так, в столице (Эдинбург) ВВП на душу населения на 40% выше, чем в Глазго, а алкоголиков по ВОЗ всего около 10%, в Глазго же их в 4 раза больше. С точки зрения сторонников «минималки» – традиции здесь не причем.
С точки зрения производителей виски, медицинские НПО путают причину со следствием: увязывая региональные диспропорции в экономическом развитии с доступностью виски и другого алкоголя. Кроме того, в СМИ защитники виски заявляют, что почти половина населения Эдинбурга не шотландцы и даже не англичане по национальности, а эмигранты со всего мира, многие по известным культурологическим и др. причинам вообще не потребляют какой-либо алкоголь, в Глазго же процент приезжих значительно меньше.
Алкогольные национально-региональные отличия накладываются и на политические предпочтения: напомним, что на последнем референдуме в Глазго 54% были за независимость Шотландии, а в Эдинбурге «за» проголосовали только 38%.
«Ассоциацию Производителей Виски» активно поддерживают производители коньяка, бренди и граппы и другие виноделы юга Евросоюза, поскольку понимают, что следующими могут быть они. По мнению многих экспертов, в суде Европейского Союза это дело, скорее всего, выиграли бы производители, поскольку, по мнению европейских винных юристов, в этом случае решение может основываться на доводах о том, что защита свободного рынка ЕС важнее и с чрезмерным потреблением нужно бороться другими методами. Но проблема состоит в том, что после Brexit неясно как долго останется Соединенное Королевство под юрисдикцией суда Европейского Союза и отсоединится ли Шотландия от уходящей Британии. Пока шансы «Ассоциации Производителей Виски» победить в своем шотландском суде невысоки. Но в случае их поражения, ассоциации дистрибьюторов шотландского алкоголя из других стран будут апеллировать к Суду Европейского Союза в Люксембурге. Европейские медицинские НПО в случае успеха в Шотландии обещали продолжить борьбу за введение «алкогольной минималки» в других регионах и странах ЕС.
Для россиян минимальная цена на тихое вино должна стать, по мнению сторонников введения этой меры, прежде всего, инструментом борьбы с фальсификатом, поэтому пока влияние судьбоносных европейских судебных баталий на российскую дискуссию не прослеживается, хотя аргументы сторонников социальной справедливости и здорового образа жизни могут в будущем также сыграть свою роль в замораживании уже принятой «минималки».
Виталий Меркушев, председатель правления Черноморского форума виноделия