На полях «Винного гида России»
Время летит быстро. Лет 15 назад поделилась со знакомым маркетологом с намерением обратиться к винной теме, зарегистрировав журнал «Русская водка и вино».
– Вы представляете, сколько вин в мире? Вы же утонете в них! – услышала в ответ.
– Э, нет, я буду рассказывать о российских винах и виноделах.
– Это смешно! Где вы их видите?
Спорить не стала, действительно, в магазинах царили импортные напитки, а наши виноделы на горизонте медийного пространства появлялись в основном на отраслевых мероприятиях, и каждого мы знали в лицо. Но упрямство мое было не на пустом месте – жизнь все больше притягивала к кругу людей, уверенных в перспективах и готовых постоять за наше вино.
И вот сейчас я почувствовала, что действительно начинаю тонуть! Тону в море российских вин! Винодельни появляются, как грибы после дождя, вернее, после гаражного периода их развития, молодые звезды становятся мэтрами, и уже другое юное племя стремится на передний край. Более того, виноградники захватывают новые территории страны, завтра в полный рост поднимется северное виноградарство, утвердятся в российском реестре виноградников сорта отечественной селекции.
Что делать? Как разобраться и сориентироваться в этом бушующем море? Надо довериться профессионалам.
Я открываю увесистый (448 страниц) восьмой «Винный гид России» 2025–2026. Это настоящая ежегодная энциклопедия, изданная коллективом, где руководитель проекта Олеся Латышева (Буняева), в команде Анна Зубова, Галина Розенштейн, Ольга Фроленкова, главный редактор Юлия Урядова, тексты Ксения Пахомова и Александр Ставцев, верстка Светлана Бурова, корректура Диана Коденко.
В книге видим самые качественные вина, определенные в результате аудита на винодельнях и при исследовании в аккредитованной современной лаборатории. В соответствии с внутренним регламентом и стандартом Международной организации винограда и вина работали 32 эксперта под руководством главы Союза сомелье и экспертов России Артура Саркисяна. Вина закупались в тех же магазинах, куда заглядываем и мы, или на самих винодельнях. Производители не имели права отправлять образцы на дегустацию, Роскачество строго следило за исполнением всех этапов процесса. Кроме специальной программы, которая фиксировала оценки экспертов, в дегустации впервые участвовал искусственный интеллект. Для чего был нужен электронный нос? Как объясняет одна из вводных статей книги, с использованием технологии цифрового обоняния удалось собрать 584 образца в датасет, что представляет собой крупнейшую базу данных ароматических профилей российских вин, открывающую новые возможности для фундаментальных исследований.
Эта модная перспектива пока широкому кругу не совсем понятна. Знаю, что проводятся эксперименты и по созданию вин с помощью искусственного интеллекта, например, в Крыму, на «Мрии». Я поинтересовалась мнением Артура Саркисяна об этих винах на предновогодней пресс-конференции, посвященной выходу в свет очередного гида Роскачества «Винный гид России». Да, он пробовал вина, они хорошие и правильные, но не хватило в них души, как он сказал, «чтобы порадоваться».
А руководитель блока маркетинга и коммуникаций Россельхозбанка Инна Корягина рассказала о цифровой экосистеме, созданной РСХБ, и объявила о запуске сервиса «Свое вино» – https://vino-svoe.ru/, что дало возможность вместе с Роскачеством знакомить широкую аудиторию с отечественным вином. Интересно, что на этой площадке будет народное голосование, что станет еще одним шагом в продвижении отечественной продукции. Я уже зашла на сайт, встретила там все образцы, вошедшие в «Винный гид России» 2025–2026, наметила для прочтения много интересных статей. Сайт еле покинула, чтобы, наконец, закончить отчет о пресс-конференции в международном медиацентре «Россия сегодня».
![]() |
![]() |
Наша страна выходит на 11-е место в мире по производству вина. Елена Фастова, первый заместитель министра сельского хозяйства РФ, приветствуя выход в свет очередного гида, выразила уверенность, что Россия войдет в десятку.
В 2024 году его производство выросло на 16,6 процента, в 2025 году устойчивый рост сохранился. Сегодня на нашем рынке 60 процентов общего объема реализации тихих вин и 72 процента игристых.
«Учитывая, что отрасль имеет длинный инвестиционный цикл, важна поддержка, и мы ее оказываем, – сказала Елена Фастова. – 300 виноградарских и винодельческих предприятий получают господдержку, в том числе 130 фермерских хозяйств: компенсируется часть затрат на закладку и уход за виноградниками, на материально-техническое обеспечение. В 2025 году было выделено порядка 4 млрд рублей, в 2026 году сохраняется не только эта сумма, но и все другие механизмы поддержки, в том числе льготное кредитование, лизинг, гранды, развитие сельского туризма, агрострахование, мелиорация». Е. Фастова назвала проект «Винный гид России» крайне важным и ценным ресурсом как для профессионалов, так и для любителей.
Руководитель Роскачества Протасов сообщил, что проходной балл в восьмой гид 2025–2026 поднят с 78 до 81, поскольку качество вин повысилось. Если в сборнике №1 2019 года образцов с оценкой 81 балл и выше было 16,72 процента, то в сборнике №8 2025–2026 гг. – 76,26 процента. А игристые вина впервые перешагнули порог 90 баллов. Всего в 2025 году исследовано 782 образца от 120 виноделен, что стало рекордом за все время работы над справочником. Еще одна важная новость: произошло резкое увеличение количества вин от малых виноделен – в два раза! Главную роль здесь М. Протасов видит в эффективности мер государственной поддержки и выполнении виноделами рекомендаций экспертов. Кроме лабораторно-аналитического исследования, Роскачество применяет физико-химические методы к винам, не соответствующим действующим стандартам. «Эту работу мы будем продолжать, выявляя причины проблем, и рассказывать потребителям», – сказал глава Роскачества.

Экспертов гида ждут и на малых винодельнях, и на крупных предприятиях, потому что встречи плодотворно сказываются на развитии. Председатель правления Ассоциации виноградарей и виноделов России (АВВР) Жанна Беловол считает, что «Винный гид России» создает доброжелательную конкурентную среду и стимулирует продвижение новых методов на фоне традиционных. Традиции – это прежде всего работа с автохтонными сортами винограда, методы купажирования и ассамбляжа. Она отметила значение федерального закона «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», который определил терруарный подход при производстве вин.

В Подмосковье и Республике Башкортостан готовятся получить официальный статус виноградопригодных земель. Скоро мы перестанем удивляться таким фактам, но пока они воспринимаются как сенсация. Специалисты Роскачества посетили винодельческие предприятия этих регионов. Были исследованы 11 образцов от четырех производителей. Средняя оценка – до 79 баллов, а одно вино получило 86,45 баллов. Максим Протасов сообщил еще одну новость: впереди у нас знакомство с винами Мордовии.

«Винный гид России» выстроен, понятен и прост в прочтении. Названы виноградарско-винодельческие зоны, сделан обзор по международным сортам, рассказано о сравнительно новом явлении – органическом виноделии, а затем гид ведет по регионам и знакомит с винами. Полезный раздел основных терминов завершает издание. Иллюстрации книги создают не только информационный, но и эмоциональный фон – вам захочется побывать на винодельнях и встретиться с их основателями, а гид подскажет, как подготовиться к визиту.
Винный туризм стремительно развивается вместе с винодельнями. Как специально, в доказательство получила на Новый год неожиданный подарок – густое ягодное мерло марки Ferrum winery (крестьянско-фермерское хозяйство из Пятигорска, ИП Железная Александра Николаевна). От кого же был подарок? От неизвестной мне Оксаны через вторые руки, ее подруги и моей невестки. Оксана путешествует по хозяйствам и привозит вина, которые можно купить на винодельнях.
Я познакомилась с Железными в 2018 году на краснодарской выставке VINORUS, и сейчас всё так приятно соединилось – и вино, и страницы в «Винном гиде России» о Ferrum winery, где написано, как обыграна фамилия ее основателей: число «26» на этикетке – это и атомный номер железа (Fe, от лат. Ferrum) в таблице Менделеева, и код Ставропольского края, где производится вино.
И так при рассказе о каждой винодельне авторы находят изюминки, желая интереснее представить героев книги. Книга эта создана не для того, чтобы прочитать и закрыть, а положить ее поближе, чтобы обращаться за информацией.
![]() |
![]() |
Людмила Кривомазова













