Как преодолеть негативный рейтинг
О встрече губернатора Иркутской области Сергея Левченко с московскими журналистами в марте 2017 года.
Разумеется, собираясь на встречу с губернатором Иркутской области Сергеем Левченко, организованную московским представительством администрации и Иркутским землячеством «Байкал» (24 марта 2017 года), я, как главный редактор журнала «Русская водка и вино», приготовила вопрос о том, как губернатор смотрит на проблемы пьянства. Невозможно обойти и неприятную тему под названием «Боярышник».
Все помнят, как в новогодние дни от употребления жидкости, в которой оказался смертельно опасный метанол, погибли 76 человек. В Иркутск прилетел председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, который поручил передать уголовное дело из правоохранительных органов Иркутской области в Главное следственное управление СК России. События развивались стремительно, распространители и производители арестованы, летальный исход заставил правительство России запретить продажу всех косметических средств, ставших привычными для бедного населения в качестве выпивки. (Областной Роспотребнадзор подобными полномочиями не наделен). Возбуждены уголовные дела, в том числе и против должностных лиц по ч. 3 ст. 293 УК РФ («Халатность»).
Идет следствие. Но остается вопрос: где рванёт в следующий раз? В какой точке страны будут круглосуточные штабы, горячие линии, режим чрезвычайной ситуации, ежечасные предупреждения по ТВ, авральные рейды по складам и торговым точкам, изъятия сотен тонн отравы, ударные вахты медиков по спасению жизней? Уже был Красноярск, Кузнецк, Петербург, Подмосковье, Бурятия, теперь Иркутск...
Согласно подсчётам Росалкогольрегулирования, объёмы «аптечного алкоголизма» в стране ежегодно составляют от 170 до 250 миллионов литров в водочном эквиваленте и продолжают стабильно увеличиваться почти на 20 процентов в год.
6 января 2017 г. главный токсиколог Иркутской области Алексей Третьяков в интервью корреспонденту ВСП.RU Наталье Гавриловой сказал, что периодически нечто подобное новогоднему ЧП происходит, но не в таких масштабах. Пострадавшие были разного возраста, в основном от 30 до 50 лет. Цитирую фрагмент интервью:
– Люди погибли, потому что принятые ими дозы были смертельными, они думали, что пьют обычный для них алкоголь, – сказал ВСП.RU Алексей Третьяков.
– Можно говорить о чётком социальном статусе и возрасте жертв?
– Естественно, это люди не с самыми высокими доходами. Но не алкоголики, не пьянь. Раньше по крайней мере никто из них не был нашим пациентом, а к нам, например, некоторые попадают ежегодно, а кто-то и два раза в год.
Когда пострадавшие в чувство приходили, не видел я среди них люмпенов. Один из Шелехова выделялся, откровенно неблагополучный. А так обычные мужики-работяги. Да, официально неработающие. Но это уже не к нам вопрос, почему их невыгодно официально устраивать на работу. (...) Вероятно, у нас большая часть народа об этом не знает. Вероятно, у нас об этом не знают депутаты. Но люди пьют настойки, так называемые косметические средства, в том числе «Трою» и «Трояр», «Нерпёнка». Я могу перечислить десятки названий, которые продаются под этим видом. Может, для всех это открытие, но только не для токсикологов и наркологов. Люди пьют их годами. Поскольку в их составе обычный спирт, может, не самой высокой степени очистки, но покупатель исходит из того, что если эффект тот же самый, зачем, как говорится, платить больше? Ещё Высоцкий пел: «А гадость пьют из экономии, хоть поутру, да на свои».
В микрорайоне Ново-Ленино г. Иркутска продавали не аптечные и даже не косметические средства, а жидкость для мытья ванн под названием «Боярышник». Сработали, что называется, по аналогии.
Первый заместитель губернатора, председатель правительства Иркутской области Александр Битаров: «История с «Боярышником» – это, конечно, беда. Это недоработка всех уровней власти, но в первую очередь, я считаю, федеральных. Подобную жидкость нужно прекратить выпускать и не дать людям возможности использовать ее в качестве продукта, который можно выпить. Безусловно, есть недоработки и местных органов власти, и Роспотребнадзора, и полиции, которая на каких-то уровнях, безусловно, знала и вовремя не приняла меры.
В Иркутске, на территории, принадлежащей городским властям, 1563 торговые точки, где продают алкоголь, а на землях, за которые отвечает министерство имущественных отношений (то есть землях, собственность на которые не разграничена), – 402. Нет жесткого и четкого механизма, который позволял бы нам эти киоски контролировать без сигнала, поступившего в наш адрес. Служба потребительского рынка имеет право заходить только к продавцам, торгующим лицензируемой продукцией. Министерство имущественных отношений может зайти к торговцам только в том случае, если полиция сообщила, что в таком-то киоске торгуют нелегальной алкогольной продукцией или спиртосодержащей жидкостью.
Министерству имущественных отношений дано указание, что при первом же сигнале никаких предупреждений с его стороны не должно быть, сразу расторжение договора аренды. Во все новые договоры такой пункт вносится. Но ни администрации Иркутска, ни правительству области самостоятельно эту проблему не решить, поэтому нужно ужесточать политику государства в этом вопросе» (общественно-политическая газета Иркутской области «Байкальские вести», №13, 22 марта 2017 г.).
Что-то нужно ужесточать, а где-то дать послабку. Свести концы с концами так, чтобы толк был, теперь сложно. Не нужно было в девяностых годах разрушать госмонополию – это ясно всем здравомыслящим людям. Поезд ушел, и, как показало время, новые собственники ЛВЗ, к примеру, иркутского «Кедра», оказались неэффективными: передового в отрасли предприятия, в советское время работающего на экспорт, не стало.
Тот, кому сегодня удастся выстроить мудрую государственную политику в регулировании производства и потребления алкоголя, достоин ордена «За заслуги перед Отечеством».
Главная причина востребованности контрафактной продукции и подделок – это нищета, безработица, беспросветность жизни широких слоев населения – более 20 млн человек в стране. Страшно, что есть деятели, которые считают: пусть вымирают, таким уже не поможешь.
Деловое сообщество давно предлагает выбить почву из-под ног нелегала, снизив акцизы настолько, чтобы ему, нелегалу, стало невыгодно заниматься черным делом. Надо сделать социальную водку по 60–100 рублей, дав ликеро-водочным заводам госзаказ. Борьба с коррупцией, кроме жестких действий правоохранительных органов, должна вестись и в экономической плоскости. Но власть не предпринимает решительных шагов, только по горячим следам очередной трагедии что-то запрещает. Введение ЕГАИС в рознице вывело из тени часть нелегальной водки, но проблема коренным образом не решена. Легальным производителям требования ужесточают, а преступников взять за горло не могут. Если будет воля, власть найдет выход.
Еще один пример. На алкоконгрессе в рамках «Продэкспо» в 2015 году эксперты после проведения исследования с облегчением констатировали, что народ пока не особо увлекается самогоноварением. Но предупреждали: если государство не снизит акцизы до уровня 2012 года и не сделает народную водку, самогоноварение расцветет. Так и получилось.
Что будет делать бедный человек, у которого отобрали «Боярышник»? В лучшем случае – варить самогон. А в худшем – потреблять «паленку», пока снова кто-нибудь не подсунет метиловый спирт разливальщику-теневику. Замкнутый круг. Невозможно его разорвать на уровне региона. Нужна мудрая государственная политика.
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко на мой вопрос о том, как он видит решение проблемы пьянства и алкоголизма, ответил:
– Это проблема очень серьезная. Беда в том, что много пьют. В переводе на спирт, потребление на душу населения в Иркутской области – 7 литров в год, хотя, думаю, больше, потому что есть нелегальная водка. За прошлый год мы изъяли 1 млн 400 тыс. бутылок (это без «Боярышника»), продукция хранится на складах как вещественное доказательство для уголовных дел. Думаю, что нужно следить за объемом потребления и отвлекать людей от спиртного. Плохо, когда человек приходит вечером с работы или после учебы и не находит, чем заняться, кроме выпивки. Необходимо бороться с самостоятельным изготовлением, правда, я не очень понимаю, почему с точки зрения закона возможно официально продавать самогонные аппараты. Не исключаю, что можно ввести госмонополию, чтобы решительно изменить ситуацию. Было бы более правильно регулировать таким образом… Но на это правительство в ближайшее время вряд ли отважится, а своими законами мы это не в состоянии сделать. Я считаю, в наших сибирских условиях нужна хорошая водка и хорошее вино. Воспитание культуры пития – это тонкая грань, тонкая вещь.
Вопросы мне удалось задать уже к концу встречи. Но ответы я получила раньше, в течение всего разговора. Если будет развиваться промышленность, создаваться новые рабочие места, если улучшатся условия жизни людей, реализуется сверхзадача «Стать регионом, где хочется жить», сибиряки будут жить и меньше пить. Проблема-то жгучая, социальная, системная, и, как показала практика, никаким антиалкогольным кампаниям неподвластная.
«Стать регионом, где хочется жить» – это не лозунг, а цель стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года.
Разработка стратегии была закончена к концу 2016 года, в послании губернатора в марте 2017-го министерству экономического развития области поручено подготовить детальный план реализации, правительству – обеспечить разработку лесопромышленного, туристического и нефтегазового комплекса.
В 2017 году планируется завершить строительство 70 социально-значимых объектов общего образования, дошкольных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, в каждом районе построить физкультурно-оздоровительные комплексы. В 2016 году объем средств областного бюджета, направленных на строительство и капитальный ремонт объектов социальной сферы по сравнению с 2015 годом увеличен на 72 процента. Идет расселение из ветхого жилья и строится новое, будет разработан план поэтапного сноса панельных домов-хрущевок, по опыту Москвы. По здравоохранению: показатель смертности снизился на 2,2 процента, это больше 1100 сохраненных жизней. Поставлена задача завершить долгострои-больницы.
«В сельском хозяйстве рост за 2016 год составил 6 процентов, это выше, чем средние результаты по стране. Несмотря на то что в Сибири сложные климатические условия, продуктами первой необходимости мы себя обеспечиваем: молоком, мясом, картошкой, хлебом, яйцами. Заготовили кормов в два с половиной раза больше, чем в 2015-м. Это позволит развивать мясное и молочное производство», – отметил губернатор.
В 2017 году иркутяне будут отмечают замечательные юбилеи: 80-летие Иркутской области, 80 лет со дня рождения писателя Валентина Распутина, 80 лет со дня рождения драматурга Александра Вампилова, 220 лет со дня рождения великого сибирского подвижника, ученого и просветителя Митрополита Московского и Коломенского Святителя Иннокентия Вениаминова и 40 лет его канонизации. К этому событию приурочен национальный проект «Путь Святителя Иннокентия». На родине святителя в селе Анга планируется создать храмовый комплекс. 300 млн рублей выделено на восстановление инфраструктуры района, в том числе на строительство дорог. В рамках международного проекта по маршруту следования Святителя Иннокентия (Сибирь – Приамурье – Аляска – Калифорния – Гавайи) будет организовано паломничество.
Во время Международного культурного форума «Байкал-Тотем» в июле на прекрасной набережной Ангары в Иркутске снова откроется единственная в России детская книжная ярмарка.
В сентябре пройдет конгресс журналистов с главной темой «Образ жизни сибиряка». Ожидается еще одно интересное событие – первый конгресс молодых писателей.
Писателей и журналистов, как всегда, беспокоит тема сохранения Байкала. Поселков на берегу озера более сотни, не устранены негативные последствия деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. По закону в природоохранной зоне на о. Ольхон, где в геометрической прогрессии увеличивается количество туристов, нельзя строить мусороперерабатывающий завод, нельзя даже собирать мусор по острову, нельзя организовать свалку – пока отходы можно только вывозить.
В сентябре на Международном байкальском водно-экологическом форуме будут обсуждаться эти вопросы. Очистные системы представят известные компании из Израиля, Франции, Японии и Санкт-Петербурга. Поскольку неясно, как разные системы поведут себя на Байкале, придуман остроумный ход: каждой фирме будет определен поселок, где она установит свою систему. Таким образом между специалистами разных стран пройдет конкурс, итоги которого будут оценены и в дальнейшем внедрен лучший вариант.
В середине прошлого года международное рейтинговое агентство Standard &Poor,s (Стандарт энд Пурс) пересмотрело прогноз по рейтингу Иркутской области с «Негативного» на «Стабильный».
Первая встреча с московскими журналистами, представителями общественности, земляками была у С. Левченко год назад, после избрания губернатором. Сергей Георгиевич рассказывал о главных направлениях, которые он сформулировал для правительства и прежде всего для себя. Была поставлена цель – вывести Иркутскую область из депрессивного состояния, замедлить спад и добиться роста промышленного производства в обрабатывающих отраслях. Цель была достигнута.
– Эту задачу я поставил буквально на второй день, после того как произнес инаугурационную речь: мы должны заниматься обрабатывающими отраслями и выпускать конечную продукцию. По Сибирскому федеральному округу в обрабатывающих отраслях снижение на 3 процента, у нас – рост 2%.
На начало года Иркутская область занимает 8-е место в СФО и 47-е место в России по объему госдолга. Это низкий уровень долговой нагрузки. В середине прошлого года международное рейтинговое агентство «Стандарт энд Пурс» пересмотрело прогноз по рейтингу Иркутской области с «Негативного» на «Стабильный». В 2017 году объявлено, что Россия получила рейтинг «Стабильный», так что в этом есть вклад и Иркутской области.
Есть общероссийская проблема: наше развитие в основном базируется на природных ресурсах. Область богата природными ресурсами: нефть, газ, уголь, самая большая лесосека страны, железо, алмазы, золото... Казалось бы, иди и бери, чем мы, собственно, последние годы и занимались. Но сегодня мы должны воссоздать мощную промышленную базу.
Сложные условия, в которых находится страна, для Иркутской области преодолимы. В прошлом году рост производства составил 6 процентов. Даже обогнали по этому показателю нашего большого соседа — Китайскую Народную Республику. Я об этом говорил и председателю КНР Си Цзиньпину – улыбается Сергей Георгиевич. – Многие десятилетия они давали пример всему миру, в прошлом году мы стали их обгонять по экономическому росту.
Да, но Китай многие десятилетия двигался вперед, а мы в это время падали, и теперь, когда китайцы идут по равнине выбранного пути, мы только-только выкарабкиваемся из пропасти. Помню, в 90-х годах на встрече с Валентином Распутиным в рамках фестиваля «Золотой витязь» мы допытывались у Валентина Григорьевича: как же нам теперь из этой беспросветности выползать, неужели у него нет никакой надежды? Писатель пессимистично оценивал ситуацию в нашей стране, считал, что мы перешли черту, и чуда не будет – придется двигаться в сторону света по миллиметру, тяжко. И это единственный путь.
Как ни странно, но стало легче: мы получили трезвую оценку и выход – двигаться, все-таки двигаться, преодолевая всякий раз заветный миллиметр. По большому счету, этим и занимается сейчас Иркутская область.
– 2016 год завершен с превышением доходов над расходами в 2,1 млрд рублей, такого давно не было в нашем регионе, – говорит С.Г. Левченко. – По повышению собираемости налогов область поднялась с 11-го места в Сибирском федеральном округе на первое, в России по росту налоговых и неналоговых доходов мы продвинулись с 67-го места на седьмое.
Инвестиций по сравнению с 2015 годом привлечено на 22 процента больше (47 млрд рублей).
В советское время пятая часть бюджета формировалась за счет работы лесного комплекса, последние десятилетия только 1–1,5%. В прошлом году область вышла на рост в 4%. Налоговые поступления от лесного комплекса выросли в 2016 году на 65 процентов.
Запустили два завода по переработке древесины, еще два будет построено в 2017 году. Идет наведение порядка на лесосеках. Например, в свое время 300 предприятий получили лесосеки, но не зарегистрировались на территории как юридические лица, а значит, не платили налоги и зарплаты. Руководителям поставлен ультиматум, ситуация контролируется.
Область стала пилотным регионом в России, на территории которого началось тестирование системы маркировки всей заготавливаемой древесины. Правительство Иркутской области заключило соглашение с госкорпорацией «Росатом» и Рослесхозом. «Росатом» выпустит за свой счет 1 млн штук идентификационных карт для лесозаготовителей и предоставит программное обеспечение для идентификации карт и их учета. Благодаря эффективной работе этой схемы мы сможем рассчитывать на существенное сокращение незаконных рубок в регионе.
Крупные проекты с созданием новых рабочих мест: первая территория опережающего развития – Усолье-Сибирское. С Фондом развития моногородов подписано соглашение об инвестировании 312 млн рублей (более ста рабочих мест). «Фармасинтез», который работает по всей России, а налоги платит в Иркутске, строит новое предприятие в Братске и открывает в этом году – в Иркутске (объем инвестиций – более 650 млн рублей). Предприятие «Высочайший» начнет добычу золота на месторождении Сухой Лог в Бодайбинском районе, начнется переработка попутного газа на Ярактинском месторождении. Администрация области активно работает с лесной группой «Илим» по реконструкции двух производств в Братске и Усть-Илимске, объем инвестиций 53 млрд рублей. Запуск этих производств позволит вести глубокую переработку древесины и создать новые рабочие места.
Сергей Левченко был выдвинут на должность губернатора от КПРФ. Его программа имеет социальную направленность, что ярко проявилось в течение первого года руководства Иркутской областью.
Пожелаем Сергею Георгиевичу и его команде достижения еще одной намеченной цели для региона: стать лучшим в Сибири.
Людмила Кривомазова