Автохтоны как путь развития
Один из интересных докладов на Черноморском форме виноделия-2016, прошедшего в Сочи, сделала Наталия Жаворонкова, координатор по региональному развитию Союза виноградарей и виноделов России. Тема: Роль автохтонных сортов винограда в повышении конкурентоспособности винодельческой продукции России и стран Черноморского и Каспийского регионов. Для тех, кто не смог побывать на форуме, публикуем текст и приглашаем к обсуждению.
Вот уже третий год Черноморский винный форум собирает нас, представителей стран Причерноморья и Каспия, для обсуждения общих, близких всем и каждому, насущных проблем виноградарства и виноделия.
А что может быть ближе, роднее и актуальнее, чем обращение к теме национального достояния каждой из наших стран – к теме автохтонов, под знаком которых в мировой винной индустрии прошло последнее десятилетие?!
Мы стремимся обозначить свою «особость», не потеряться в бескрайнем море вкусов и ароматов. Мы хотим достойно выглядеть на фоне ультра-популярных международных сортов и на равных конкурировать с ними.
И если международные сорта винограда, являясь основой мирового производства и обладая понятными для большинства потребителей вкусом и ароматикой, обеспечивают хорошую урожайность и высокую технологичность в переработке и считаются универсальными, то, появившись в результате длительного естественного и эмпирического отбора, автохтонные сорта как часть национальной винной культуры являются источником аутентичности и специфичности, спрос на которую диктует эволюция современного потребителя.
Используя сейчас в виноделии автохтоны, мы находимся на пике винной моды.
Наши винодельческие амбиции, желание принести в винный мир свою идею, свое видение «идеального» вина, ведут нас именно этой дорогой – по пути серьезнейшего внимания к нашему данному нам самой природой богатству.
Распорядиться этим богатством уже не только насущная потребность, которую диктует рынок, но и дело чести и долга перед нашими предками (ведь история виноградарства и виноделия начинается именно здесь, на территории Северного Кавказа и Причерноморья, которая считается предполагаемым центром происхождения культурного винограда).
Из всех зон, с точки зрения биологического разнообразия виноградных лоз, именно наш регион отличается наличием большой вариативности традиционных сортов – порядка 1500 наименований.
Так что же, интерес к автохтонным сортам винограда – модный рыночный тренд последнего десятилетия, устойчивая тенденция в инструментарии винного маркетинга или долгосрочная стратегия развития виноградарства и виноделия наших стран?
Прежде чем более подробно остановиться на том, чем мы владеем и как это эффективно использовать, хотелось бы уточнить следующие моменты, которые важны для понимания общей ситуации:
-
У нас нет терминологически выверенного определения, что можно считать автохтонным, аборигенным, местным виноградом, одобренного международным винным сообществом на официальном уровне.
-
Мы не обладаем объединенной базой этих сортов и статистики по размерам занимаемых площадей, применению сортов в производстве вин и прочим показателям.
-
Значительная часть аборигенных сортов, даже в странах развитого виноградарства, разрознена или утеряна.
-
Нет полноценной изученности автохтонных виноградных сортов на генетическом уровне.
-
Данные, которые мы черпаем из больших интернациональных научных исследований, монографий отдельных ученых, локальной статистики государственных организаций и материалов учета и контроля за виноградными насаждениями в различных регионах, часто противоречивы и неполны.
Какое определение даёт автохтонам Большой энциклопедический словарь?
«АВТОХТОНЫ (аборигены), в биологии – виды (роды), семейства организмов, которые со времени своего становления обитают в данной местности».
Определения Союза виноградарей и виноделов России автохтонным, аборигенным и местным сортам сформулированы так:
«Автохтонные сорта – виноградные сорта, которые являются результатом природного скрещивания или мутаций в определенной винодельческой зоне и имеют тысячелетнюю историю произрастания в данной зоне».
«Аборигенные сорта – виноградные сорта, привнесенные извне, приживавшиеся в данной местности на протяжении долгого времени, не менее 100 лет».
«Местные сорта – виноградные сорта, произрастающие в данной местности, в число которых входят и продукты современной человеческой деятельности – сорта, появившиеся в результате клоновой селекции или гибридные сорта, сорта межвидового скрещивания».
Как видите, определения отличаются. Это закономерно. До сих пор винный мир спорит, какой сорт можно отнести к статусному теперь понятию «автохтонный».
Объединяя в нашем Союзе практически весь отечественный винодельческий сегмент и находясь в тесном контакте с производителями, периодически общаясь с наукой, мы можем констатировать, что в головах наших людей – большая сумятица. И ее только усугубляют некоторые журналисты, берущиеся за винную тему и в поисках синонимов равнозначно употребляющие в своих текстах для характеристики виноградных сортов все эти понятия, не замечая разницы.
И если касательно автохтонных и аборигенных сортов объединение в единые понятийные и фразеологические конструкции или подмена одного определения другим, возможно, и допустима (Через эволюционное развитие эти носители ценных генотипов, – автохтоны и аборигены, представляют наибольший интерес как уникальные ресурсы региона и как основа для вин, отражающих свой неповторимый терруар), то когда речь заходит о местных (или локальных) сортах, подмена становится опасной, т.к. значительно искажает информацию о происхождении винограда.
Сами по себе местные сорта обладают определенным набором замечательных свойств. Однако когда мы говорим о таком преимуществе как природная уникальность, уходящая своим происхождением вглубь веков, сваливание в одну кучу малу всего многообразия местного винограда, не относящегося к международной классике, по меньшей мере, вызывает сомнения в значимости и достоверности информации. Проиллюстрировать существующую неоднозначность может статистическая картина по автохтонам, произрастающим в России.
Винодельческие регионы России |
Количество наименований технических сортов |
Количество сортов, используемых в производстве |
Республика Дагестан |
120 – 180 |
2 |
Ростовская область |
40 – 31 |
7 |
Республика Крым и ГФЗ Севастополь |
40 – 12 |
5 |
Сейчас в России по самым усредненным данным насчитывается около 200 автохтонных и аборигенных сортов, которые могут применяться в качестве технических. Большая часть из них произрастает в Дагестане. В этом есть и своя историческая закономерность, и отражение современного подхода к виноделию – в Дагестане виноград выращивали тысячелетиями. А традиции виноделия передавались из поколения в поколение. Современные дагестанские виноделы больше, чем кто-либо в нашей стране, склонны придерживаться этих традиций. Одними из самых древних и самобытных являются и виноградники, расположенные в Ростовской области.
Красностоп Золотовский Сибирьковый Плечистик
Сары Пандас Кефессия Цимлянский Чёрный
Автохтонные сорта Дона и Кавказа были получены, очевидно, из местных дикорастущих форм vitis vinifera. Первыми селекционерами, по всей видимости, можно считать древнейшие народы Кавказа – адыгов, аланов, хазаров. Спустя века донские и терские казаки прививали на своих виноградниках черенки, привезенные из многочисленных набегов на побережье Черного моря и Каспия.
Если бы мы с вами сыграли в игру – написать на бумажке, сколько по вашему мнению автохтонных сортов в вашей местности? Я уверена – не нашлось бы двух одинаковых цифр – настолько это еще малоизученная и не разработанная тема.
Примечательно, что появлением интереса к автохтонам в России мы обязаны российскому винодельческому бизнесу: в этом году мы могли бы отметить своеобразный юбилей – 10-летие первого промышленно бутилированного вина из Красностопа Золотовского, которое получило на внутренней дегустации высокую оценку самих виноделов (а речь идет о знаменитой донской Винодельне Ведерниковъ) и было допущено к массовому производству, и сейчас по своим качественным характеристикам правомерно заняло место на вершине потребительской полки.
Винодельня Ведерников - последователь традиций культивирования винограда Красностоп Золотовский
И поныне целенаправленные усилия по изучению, выращиванию и развитию автохтонов прилагают лишь отдельные предприятия, которые выбрали своей главной доктриной опору на автохтонное разнообразие своей земли.
Самой большой гордостью виноградарства любой страны являются автохтонные сорта, востребованные в производстве. Например, в Италии считают, что их главное преимущество перед другими странами, производящими вино, заключается в огромном количестве автохтонных сортов винограда, насчитывающих более 400, и практически каждый сорт задействован в виноделии – либо в купаже, либо соло. На последней выставке Autochtona (посвященной исключительно винам из автохтонов) 120 итальянских производителей из 15-ти регионов представили 480 вин!
А что на международной арене? Способно ли вино из автохтонов завоевывать симпатии международной аудитории, быть в числе лидеров на международных конкурсах?
Наши коллеги из Болгарии, Сербии, Грузии, Армении, присутствующие здесь, могут сотнями примеров подтвердить: да, и может, и способно! Но мне и ближе, и дороже российский пример.
В 2011 году российское автохтонное купажное вино завоевало первую важную награду – медаль серебряного достоинства на британском конкурсе IWSC, и это было игристое сладкое красное вино (т.е. вино не самого популярного ныне стиля), приготовленное старым казачьи способом (в просторечьи – Казачка) на заводе «Цимлянские вина». Победный букет составили: Цимлянский черный, Плечистик, Красностоп Золотовский.
А в 2014 году вино из русского автохтонного сорта было впервые награждено Золотой медалью, на Мундусвини, – и это был Красностоп Золотовский в дубе 2012 года от уже упомянутой Винодельни Ведерниковъ, и это же вино, меллизимов 2010 и 2012 годов, дважды стало обладателем Кубка России, учрежденного нашим Союзом в рамках конкурса лучших российских вин, проходящего по правилам МОВВ, количество образцов на котором от одной винодельни строго ограничивается и в основной состав жюри которого входят только известные судьи международного класса.
Вина из Красностопа Золотовского получали высокие оценки международных винных критиков Стивена Спурье (Steven Spurrier), Роберта Джозефа (Robert Joseph), Оза Кларка (Oz Clarke), Тима Аткина (Tim Atkin) и других. В первом авторском Винном Гиде России Артура Саркисяна за 2013 год выдержанный Красностоп Золотовский урожая 2010 года назван Супер-Российским вином.
Само собой разумеется, что производители все больше и больше обращают внимание на автохтоны, даже те, кто в качестве главной цели видят исключительно коммерческую выгоду.
Интересное наблюдение сделал один из постоянных членов жюри самого большого российского международного дегустационного конкурса Юга России, проводимого в Краснодаре, винный критик, постоянный член жюри самых престижных международных дегустационных конкурсов (таких, как Australia's National Shows, WIN-PAC (Гонконг), International Wine Challenge (Лондон, Гонконг, Япония), International Wine & Spirit Competition (Лондон)) Бретт Криттенден (Brett Crittenden): «Я стоял у истоков конкурса «Южная Россия» около 10 лет назад и могу отметить, что вначале доля автохтонных вин составляла 1-2%. Сегодня же мы наблюдаем рост этой доли до 10-15%. Я очень хотел бы через некоторое время присутствовать на конкурсе, в котором будут соревноваться только автохтонные вина».
Популярность автохтонов среди российских производителей как элемента престижа и продукта, расширяющего маркетинговые возможности для завоевания своей ниши на рынке (как в массовом сегменте, так и среди «высоких» вин) уверено растет с каждым годом.
Итак, что же такое автохтоны с точки зрения социо-экономической значимости? Какое место им надлежит занимать в хозяйственной структуре винодельни, в региональных планах развития виноградарства, в поддержании винодельческого имиджа страны? Если кратко:
1. Автохтонные сорта винограда представляют собой ценное генетическое наследие, их исследование способствует не только прогрессу науки, но имеет первостепенное хозяйственное значение для устойчивого развития местного виноградарства как источник генов в прикладных селекционных программах региона.
2. Автохтонные сорта винограда – один из важнейших факторов, который определяет собственное лицо того или иного винодельческого региона, напрямую влияет на винодельческий престиж страны. В Австрии, где работа с автохтонами – часть государственной стратегии, это формулируется, если дословно, как построение типичного регионального профиля, который базируется на винах с региональной типичностью, характерных для отдельных винодельческих регионов.
3. Современная винодельческая репутация сейчас во многом определяется степенью вовлеченности автохтонов в винодельческий процесс, которые обеспечивают достаточную маркетинговую гибкость в построении ассортимента для индивидуальных производителей в рамках общего наименования по происхождению.
4. Уникальный и узнаваемый характер автохтонных вин, индивидуальные особенности сортов и их разнообразие позволяет создавать целые эксклюзивные «коллекции» винных стилей, а производство автохтонного вина на уровне международного качества открывает хорошие экспортные возможности для местных виноделов.
5. Выпуск аутентичных вин с характером и индивидуальными чертами – защита рынка вина от фальсификаций.
6. Древняя история происхождения автохтонов – существенный фактор туристической привлекательности, когда уважение к региону и происхождению вин становится базисом для развития винно-гастрономического направления.
7. Наконец, работа с автохтонами способствует удержанию, развитию и раскрытию человеческих ресурсов любой сельской местности. Преемственность, связь между старым поколением с его опытом и энергичной молодежью приводит к отличным результатам.
Все наши страны в той или иной мере с той или иной успешностью используют этот козырь – автохтонное разнообразие Причерноморья и Каспия.
Экспериментируя с селекцией и пробуя на производстве один технологический прием за другим, мы извлекаем из этих сортов все самое лучшее и создаем прекрасные вина.
Мы создаем легенды и разрушаем мифы вокруг них. Мы ищем для каждого сорта свой, неповторимый, стиль, получаем признание на международной арене и отвоевываем у классических международных сортов свою покупательскую нишу. Но нам стоит более активно обмениваться опытом в научном поле, статистическими данными и практическими знаниями.
Я намеренно не делаю каких-либо чётких выводов, – останется ли акцент на автохтоны в истории развития наших винодельческих стран в качестве эффективной стратегии «первого шага» или будет распространяться как позитивный опыт построения долгосрочных программ развития виноградарства и виноделия в странах Черноморского бассейна и Каспия. Однако я призываю всех к всестороннему обсуждению, к развернутой дискуссии, чтобы каждый (будь то владелец или директор винодельни, стратег-маркетолог, винодел, руководитель виноградарство-винодельческой отрасли любого ранга, винный журналист или просто любитель вина) мог сформировать свое личное, но обоснованное мнение, что есть автохтонные, аборигенные, «наши родненькие», как любит говорить президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Львович Попович, сорта.
Для себя, в Союзе, мы уже такое заключение сделали – развитие российского виноградарства и виноделия невозможно без опоры на автохтоны! Начиная с малого, с насущной персональной потребности собственного бизнеса, мы способны достичь необычайно высоких результатов.
Впереди у нас – восхождение по лестнице качества, построение апелласьонной системы защиты наших вин, все ближе и ближе тот момент, когда мы наконец будем держать в руках первую бутылку вина с защищенным географическим указанием, и настанет черед производства вин с защищенным наименованием места происхождения. Ведущую роль в этом набирающем силу процессе будут играть конечно автохтонные сорта.
На Черноморском форуме виноделия со знатоком испанских вин Владимиром Зубакиным
– Я желаю всем, сохраняя свежесть восприятия и энтузиазм, удивляться бесконечному разнообразию наших автохтонов и удивлять мир своими прекрасными винами из них!
Наталия Жаворонкова,
координатор по региональному развитию Союза виноградарей и виноделов России