Залпом или прихлёбывая?

Нашёл интересное интервью Фазиля Искандера. Помимо всего «протчего»,  он задаёт вопрос: интересно, почему это русские пьют залпом, в то время, как весь мир пьёт, потягивая, глотками, мало-помалу?

Фазилю, страшно сказать, восемьдесят лет. Но какие-то вещи он по сей день не знает!

И пока вы читаете интервью с Фазилем, попробуйте сами ответить на вопрос классика: ПОЧЕМУ РУССКИЕ ПЬЮТ ЗАЛПОМ, А ВЕСЬ ОСТАЛЬНОЙ МИР ПРИХЛЁБЫВАЕТ?

Ответ дам в конце текста.

Максим Шумских, Москва.

+++

- Фазиль Абдуллович, вы как-то заметили, что «На Западе крепкие напитки прихлёбывают, а в России пьют залпом. И это не случайно». Почему?

- Почему – залпом? Это величайшая загадка. Если говорить о вкусе напитка, то виски, джин и коньяк всё-таки мягче, а цедить водку мелкими глотками малоприятно. Может быть, дело и в том, что русские слишком спешат к итоговому состоянию после выпивки. А возможно, человек пьёт  так быстро, боясь, что у него отнимут бутылку, прежде чем он

допьёт её до конца. То есть из-за неуверенности в завтрашнем дне. К сожалению, у нас так и не выработалось точного понимания своей судьбы. Нет убеждённости, что ты должен твёрдо придерживаться лишь одной, единственно верной линии жизни. Кстати, в Абхазии чачу тоже принято пить залпом... Навсегда ли в России эта национальная привычка? Или мы когда-нибудь научимся растягивать удовольствие – так сказать, «прихлёбывать» своё счастье? Я думаю, да – лет через 20 или 50 и у нас многие люди будет пить в меру и без оглядки.

- А вам не кажется, что при вечной неуверенности и незащищенности спиртное поневоле становится благом? Кто-то сказал: «Ад в России – это та же действительность, только совсем без водки», Отнимите бутылку – народ возьмётся за топор…

- Доля правды тут есть, Но и шанс снизить зависимость от бутылки тоже. Если власть будет чаще делать скидку на чаяния народа, станет доброжелательней, это скажется и на питии русского народа. Он будет выпивать осторожней, с большим пониманием, что надо сохранить здравый смысл. Ведь причина, по которой мы перебираем с дозой, - желание полного забвения. А оно несёт слишком большие неудобства. Хорошо, когда рюмка-другая помогает восстановить душевное равновесие. Но как на этом остановиться?! Это третья беда России – после дураков и дорог. Избавить нас от неё может только сама жизнь. Изменится всё к лучшему – мы протрезвеем. А пока отвечу своими стихами:

 

Не то, чтобы от страсти пылкой

Горазды выпить там и тут,

Томит сомненье над бутылкой:

Грядёт запрет? Или сопрут?

 

Над нами шаткость и непрочность,

Сердца пустеют и казна.

Тем неизменней наша точность

Бутылку допивать до дна.

 

Какая жажда нас изводит?

Чем россиянин одержим?

Объём обиды превосходит

Объём посуды со спиртным.

 

Вера в праздник

- Фазиль! У одной из ваших книг символическое название: «Праздник ожидания праздника» Красных дат всё больше, а веселья в душе не прибавляется…

- Причина внутри нас. Прежде праздник был освобождением от гнетущих обязанностей, которые навязывала народу власть. Диктат исчез, но лёгкости на сердце поубавилось. Почему? Люди не уверены, что всё в стране делается правильно, что мы идём трагическим, но верным путём. И не находят в этой неопределённости повода для праздника. Для многих жизнь стала менее осмысленной, а для кого-то и вовсе превратилась в хаос. Мы стали скептичнее. А скепсис, когда он принимает не личный, а общенародный характер, не несёт в себе ничего хорошего. Народ не может и не должен жить дальней целью, ибо она всегда служит оправданием ближайшему мошенничеству... Тем не менее, пафос искренней веры должен перекрывать все неудачи и лишения. Веры в свой труд, семью, малую и большую Родину. И даже в правительство, которое редко ошибается, а если и сделает неверный шаг, то всё-таки покается…  Если такой веры нет, остаётся только надежда.

Рассказ Фазиля Искандера читайте в нашей БИБЛИОТЕКЕ

+++

Фазиль Абдулович!

Вы, конечно, гений. Без шуток. Но историю знаете плохо. Хотя чисто ИНТУИТИВНО, но вплотную приблизились к разгадке этого вопроса.

Объясняю.

Всю жизнь Москва, Кремль объявляли госмонополию на спиртное – для пополнения казны. Вот и ЧЁТВЁРТАЯ МОНОПОЛИЯ (1895 ГОД) сделала своё дело.

На смену частным кабакам, где можно было «посидеть», пришли казённые лавки. Спиртное    продавалось только «на вынос», в запечатанных бутылках. И народ вышел на улицы. Так и сложилась столь поражающая  иностранцев наша манера пить «залпом» (в основном на выходе  из лавки).  ЧТОБЫ УСПЕТЬ до прихода полиции и просто посторонних.

Заодно родилось и НА ТРОИХ: скинулись на бегу – дёрнули – разбежались…

 

С уважением – Максим Шумских, Москва

Молитва об избавлении от греха пианства пред иконою Божией Матери, именуемой «Неупиваемая Чаша»

О, премилосердная Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостиво услыши нас: жен, детей, матерей; и тяжким недугом пианства одержимых и того ради Матери своея – Церкви Христовой и спасения отпадающих братий и сестер и сродник наших исцели.

О, милостивая Мати божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их.

Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвии и целомудрии.

Прими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшеми оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих.

И да придет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышнего.

Покрый и соблюди нас от лукавого ловления и всех козней вражних, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечного суждения, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородице, спаси нас!