Как убивали «Столичную»
Использованы осторожные воспоминания Юрия Жижина, который до 1987 года возглавлял «Союзплодоимпорт»
Сегодня русской водки за границей, по сути, нет. Мы её благополучно «про… проспали». Точно так же мы сдали рынок оружия, рынок строительства атомных станций, сдали рынок осетровой икры и космическое первенство тоже сдали. Да и в прежние годы СЛАВУ РУССКОЙ ВОДКЕ СДЕЛАЛИ НЕ МЫ, а капитан американского бизнеса г-н Кендалл - исполнительный директор крупнейшей американской монополии «Пепсико». Это случилось в начале 70-х годов, когда премьер министр СССР А. Косыгин и хозяин американской «колы» договорились без преувеличения о сделке века – продажа водки против покупки «Пепси-кола».
Водка всегда была барометром сильной власти. Как только после второй Мировой войны в мире возник громадный интерес к СССР, этим умело воспользовался «Смирнофф». Они раскрутили этот напиток буквально «до небес» – огромный взлёт продаж в США и др. странах! В 50-е годы начались и наши скромные поставки за рубеж «Московской» и «Столичной». Что касается «Столичной», то здесь сплошная фантастика. Первую небольшую партию изготовили в… блокадном Ленинграде (1941). Массовое же производство – слушайте! – началось в самый разгар войны – 1943! Вот как надо думать о будущем страны! И Московский завод шампанских вин Сталин приказал построить в 1943-м! И знаете, с какой целью? ЧТОБЫ В ССССР БЫЛО ШАМПАНСКОЕ КО ДНЮ ПОБЕДЫ! Но подлинный экономический и даже ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ случился при Косыгине, когда наш народ получил возможность попить американской «колы» - символ всего заграничного – в обмен на «Столичную».
Только на рекламу «Столичной» «Пепсико» за 15 лет потратила миллионы и миллионы долларов, не получая в первые годы прямой финансовой отдачи. Но русский «лёд и пламень», как говорили в США, появился буквально в каждом американском ресторане, в каждом магазине. Мы ежегодно отправляли 2-3 миллиона коробов, из них около 1 миллиона прямиком в США.
Что становило высокий «полёт» «Столичной»? Ввод советских войск в Афганистан и сбитый в 1983-м южнокорейский самолёт, после чего президент Рейган с подачи «Солженицера» назвал нашу страну «империей зла». Началась антисоветская кампания. А ведь «Столичная» была единственным советским потребительским товаром на внутреннем американском рынке. Отказываясь пить «столи», американцы выражали своё негативное отношение к случившемуся. А тут ещё нас буквально выперли из американских ресторанов, остались одни магазины. А это 50% продаж – так сработал американский профсоюз, куда входили бармены.
Надо сказать, что в этих условиях г-н Кендалл энергично добивался решения самых безнадёжных вопросов. Встречался с Брежневым, с Косыгиным, а в США использовал своё большое влияние в руководстве республиканской партии. Но… «поезд ушёл». И если по честному, то никакие «боинги» и никакие «афганистаны» здесь не причём! Такое происходит в мировой истории всякий раз, когда кто-то набирает силу, и его нужно остановить, осмыкнуть, притормозить, поставить подножку. Так ко времени революции 1917 года наша страна по многим показателям была, по меньшей мере, второй в мире, а по некоторым показателям выходила на первое место. Этого нельзя было допустить. И грянул семнадцатый год…
ВРЕЗ
И к 1917 году, и к 1941 году Россия, Советский Союз не просто поднялись с колен – страна поднялась в полный рост. Значит, просто нужна была р-революция и война - две войны! - чтобы остановить этого исполина! Третьей мировой нужно считать «перестройку»
Ну, а дальше всё катится по накатанному пути. К 1985 году мир научился обходиться без «горячей» войны. «Столичная» попала в ту же колею, что и весь СССР. Ну, какой «Смирнофф» позволит какой-то «Столичной» взять верх?! Следовательно, продажа «столи» переходит на уровень пониже и пожиже - от «Пепсико» к «Эллайд Домек». Затем её перекупают французы - «Перно Рикард». (Многое сегодня перекупается, чтобы быть… убитым). Но тут французы забирают себе шведский «Абсолют», и затея со «Столичной» вообще сходит «на нет».
По осторожному мнению Юрия Жижина, который до 1987 года возглавлял «Союзплодоимпорт», и чьи воспоминания в журнале «Напитки» использованы в этом обзоре, так вот тов. Жижин считает, что «в ближайшей перспективе позиция нашей «Столичной» в США могут значительно ослабнуть» (конец цитаты).