У белорусов и украинцев всё не так
После четырех повышений цены на водку в 2009 г. (в целом на 15%) Министерство экономики Беларуси решило сохранить розничные цены на водку и табачные изделия на уровне действующих. Звучит вроде бы странно для нашего уха- как это с 1 января не повысит цены. Но в Белоруссии хорошо понимают, что в условиях отсутствия роста уровня доходов населения поднимать цены на алкоголь и табак нельзя. При этом ставки акцизов на пиво, алкоголь и табачные изделия возросли в Беларуси с 1 января возросли. Но одновременно с этим был отменен и налог с продаж в розничной торговле. Таким образом, рост ставки акциза в Белоруссии компенсирует не потребитель, а товаропроводящая цепочка и само государство отменой налога с продаж. Поскольку мы теперь с ними в одном союзе, то придется еще внимательнее за ними наблюдать – наши чиновники многое будут копировать, как ввели лицензирование импорта с 1 января.
Нам почему-то недостаточно отрицательного многолетнего примера спиртовой госмонополии Украины (на самом деле за понятием «госмонополия» в разных странах скрываются самые разные вещи). Мы уже писали и считали не раз, что спиртовая отрасль в руках государства точно станет убыточной. Так вот, в Германии госмонополия на распределение произведенного спирта. В результате отрасль убыточна- сумма ежегодных госдатаций производителям 80 млн евро. Однако вскоре исторической госмонополии будет положен конец: к концу 2010 года монополию необходимо отменить - так требует Европейская комиссия. А сегодня соответствующее госведомство обязано принимать у поставщиков алкоголь аграрного происхождения и реализовывать его. Поскольку же цена монопольного администрирования - выше, чем рыночная, этот бизнес «сел» на госдотации.
Поспорим с Росстатом
По данным Росстата, оборот учитываемой розничной торговли в России в январе - ноябре 2009 г. составил 12 998,5 млрд руб, что на 5,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (кстати, вклад продуктовой сети «Магнит» в розничный товарооборот России составил за 11 месяцев 150 436 млн руб. или 1,16%; если половину денег примерно россияне в системе розничной торговли потратили на продукты, то в системе розничной торговли продуктами питания и напитками доля «Магнита» примерно 2,3%).
Падение на 5,7% - это достаточно серьезный спад. Это значит, что согласно сегодняшним данным по январю – ноябрю 2008 г. было 13 784 млрд руб. Проверим по прошлогодним отчетам. Иначе – не очень понятно, а что все-таки происходит на розничном рынке- растет, стабилен, падает. Должен, вроде, падать.
А как все было хорошо до кризиса: на банковские кредитные деньги населения оборот розничной торговли рос и рос. Так, оборот розничной торговли в России за январь – ноябрь 2008 г. (то есть- с захватом двух кризисных месяцев, когда в кризис еще почти никто не верил, а руководство страны считало, что «энергетической державе» вообще ничего не грозит, и она будет оазисом в мире мирового кризиса) – берем данные из прошлогоднего статотчета Росстата за 11 месяцев 2008 г. – «вырос на 14,1% до 12 400 млрд руб. к 2007 г.». То есть, в 2007 оборот был 10 868 млрд руб. Если сравнить два числа за 2008 год – нынешнее и годичной давности, вылезает «дырка» в обороте розничной торговли в 1 384 млрд руб. или почти в 10%. Странная прибавка (приписка) появилась уже в 2009 г. Очень напоминает споры «ЦИФРРА» с Росстатом по поводу объемов розничной продажи водки и ЛВИ (мы всегда настаивали, что они не превышают 185-195 млн дал, а все остальное – суррогаты). В конце концов Росстат скорректировал данные розничных продаж задним числом сразу за три предыдущих года. Видимо, также корректируются и данные по другим показателям.
Итак, у нас получается: январь – ноябрь: 2007 г. – 10 868 млрд руб; 2008 – 12 400 млрд руб по данным, опубликованным в 2008 г., и 13 784 млрд руб по данным 2009 г.; 2009 г.- 12 999 млрд руб. А если еще добавить сюда невозможность учета того, что происходит на вещевых и продовольственных розничных рынках по всей России, то эти цифры вообще ни о чем. Можно было бы измерять относительность роста или падения объемов розничной торговли в системе учтенной Росстатом розничной торговли, но данные не позволяют даже это сделать. При такой ситуации любой рост в 0,5% - это обычная погрешность.
Примем на веру, что «в ноябре 2009 г. оборот розничной торговли составил 1 трлн 258,3 млрд руб., что на 6,4% меньше по сравнению с ноябрем прошлого года», а также, что «удельный вес торговых организаций и частных предпринимателей, работающих в стационарной торговой сети, в общем объёме оборота розничной торговли в ноябре 2009 г. снизился до 85,5% против 86,2% в ноябре 2008 г., а доля рынков и ярмарок, соответственно, увеличилась с 13,8% до 14,5%».
Приблизительно – алкоголь (включая, конечно, пиво) составлял обычно около 8%- 10% розничного оборота. Вот тот самый приблизительный 1- 1,2 трлн руб. алкогольных денег в годовом обороте розничной торговли и вылезает.
А вот в Украине ситуация еще хуже (это если считать наше падение на 5,7%). Там сжатие произошло на всех уровнях торговой системы страны. За 11 месяцев 2009 года оборот учитываемой розничной торговли в Украине снизился на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. По сравнению с ноябрем 2008-го (в месячном измерении) товарооборот предприятий розничной торговли и ресторанного хозяйства Украины в ноябре 2009 года снизился на 18,4%. Причем розничный товарооборот предприятий в ноябре по сравнению с октябрем 2009-го снизился на 9,2%.
24.12.2009: Синдром заложника
Наш с вами рынок - «заложник» двух систем в 2010 году: системы социально- экономического развития России и развития ее потребительского рынка и системы алкогольных реформ 2010-2012 г.г.
Системе алкогольных реформ как воздух нужна сильная и реальная федеральная власть и сильная региональная (способная, например, выдавить из розницы нелегальную продукцию). Рычаг для выдавливания нелегальной есть – это одинаковая минимальная цена на легальную и нелегальную водку. Нелегальная «легко» выходит в рознице на уровень цены в 89 руб., легальной это сделать сложнее. В результате того, что Росалкоголь уже начал регулировать выдачу лицензий, а в ближайшее время будет и выдавать марки, то он сможет влиять на производителей нелегальной водки (по крайней мере, это может минимизировать старые схемы работы) и всю ее товаропроводящую цепочку до розницы, а уж розницу пусть будут добры контролировать региональные власти. И сделать они это могут без введения дополнительных марок. Другое дело, что алкоголь сегодня нуждается в дополнительных проверках по качеству. Это государство так легко рассталось с контролем качества, сосредоточившись на безопасности (которая, как оказалось на практике, прекрасно может обходиться без качества и соответствия продукции), до создания бизнесом реальных систем контроля качества.
Есть сомнения в возможности сильной федеральной и сильной региональной власти одновременно. Но как-то все мы из этой ситуации будем выходить.
2010 год будет очень сложным во всех отношениях. Но мы уже приспособились к новой жизни в новых условиях (по крайней мере, бизнес и население). Государство еще нет.
Последствия и результативность всей будущей алкогольной реформы целиком зависят от социально- экономического государства в следующем и последующих годах.
Рыночная потребность (то есть потребность населения) в нелегальной водке в России – колоссальная. Поскольку (можно смеяться) нарушен «главный закон равновесия водочного рынка в славянских странах», выведенный экспертами «ЦИФРРА»: основное условие минимизации нелегального рынка водки и ЛВИ – минимальная зарплата населения не должна быть ниже стоимости 100 бутылок легальной водки в рознице. В этом случае практически устраняются социальные причины в необходимости нелегальной продукции. 5 000 руб. : 89 руб.= 56 бутылок легальной водки. Ни одна социальная причина для отсутствия нелегальной водки устранена не будет. Таким образом, бороться с нелегальной водкой придется только административными методами. Для этого нужен серьезный ресурс.
Достаточно «прогрессивным» был для нашего рынка период 2002- 2007 г.г., когда баланс между легальной и нелегальной водкой достигал уровня 70% на 30%. И ведь в это время «покупательская водочная способность минимальной зарплаты» находилась примерно на сегодняшнем уровне. Потребитель с минимальной зарплатой так же мог купить не более 60 бутылок водки. За время кризиса должна была упасть средняя зарплата в России (по логике), но официальные цифры этого не показывают. А мы считаем, что она реально упала; потому и вырос спрос на нелегальную водку.
Да здесь бы еще надо разобраться – с чего это вырос спрос? А может быть (нам кажется – это вернее)- в кризис (с октября 2008 г.) выросло предложение нелегальной водки, которому никто не стал сопротивляться из числа должностных контролирующих лиц (Росалкоголь пока не в счет, у него функции только появляются). 13 месяцев кризиса (с октября 2008) на рынке не было «хозяина». Красота. Предложение упредило спрос – как положено в маркетинге. Не было бы этого бесконтрольного предложения – не было бы падения легального производства водки за кризис на 25 млн дал (даже если с учетом создания запаса марок производители в этом году нарастят объем в декабре).
Мы лично обвиняем государство в том, что это оно создало своей бесконтрольностью условия в кризис для роста производства нелегальной водки. Поэтому сегодня обвинять в этой ситуации государство не имеет право никого, кроме себя. Рынок легальной водки упал на 20%, а не открыли бы шлюзы для неограниченного доступа на рынок нелегальной водки – упал бы не более чем на 5%- 7% (за счет реального снижения уровня доходов и т.д.). Только своим бездействием государство подарило товаропроводящей цепочке нелегальной водки не менее 350 млн бутылок нелегальной водки в год (это за вычетом возможного падения легального рынка). При уровне нелегального дохода с бутылки 25-45 руб. (пусть 35 руб. в среднем), государство легко дало заработать 12,25 млрд руб. всей цепочке. А само лишилось верных по 48 руб. с бутылки – около 17 млрд руб. в 2009 г.
Именно поэтому мы сегодня за реформы, которые начал «Росалкоголь» при всем нашем скептицизме к нашему нынешнему государственному устройству и системе управления государством. Реформа не может не вытащить на свет новые проблемы, которыми до сих пор никто не хотел заниматься. Любая предлагаемая мера – неоднозначна. И в этом состоянии неоднозначности дальше прибывать нельзя. Посмотрим за действиями «Росалкоголя» - его задача в период реформ – быстро реагировать на возможные негативные последствия.
Для нас важно понять:
- возымеют ли какой-нибудь значимый для алкогольного рынка результат будущие государственно – общественные меры в России по снижению алкоголизации, которые будут приниматься в соответствии с Концепцией. Чтобы сегодня не было написано в Концепции (а это постановочный документ), никто сегодня и в мире, и в России не знает, как можно противостоять алкоголизации в развитых цивилизованных демократических западных странах. Россия – не алкогольный изгой в этом ряду. У нас – копия западных проблем в этом плане, но отягощенная низким уровнем жизни большинства населения и, однозначно, исторической предрасположенностью российского образа жизни к алкоголю у значительной части населения (кто бы и как бы не доказывал обратное). Это народу надо говорить о том, что он всю историю христианства в России был богобоязненен, трезв и безумно любил власть. Может- поможет. А кто затеял борьбу с алкоголизацией, должен понимать истинное положение вещей. Все, что сегодня принимается в этом отношении, пусть будет. Но меры не носят точечного характера, а лишь общий; поэтому с этой стороны ждать серьезного сокращения потребления алкоголя (либо его суррогатов) не приходится. Целей должно быть несколько: молодежь и дети; женщины; умеренно пьющие люди; неумеренно пьющие, но адаптированные к этой жизни; асоциальная публика и маргиналы. Сегодня – ничего похожего на программу адресного преодоления алкоголизации хотя для одной какой-нибудь группы нет (ни экономически, ни социально). Будет какой- то переброс населения из группы потребителей легального алкоголя в группы нелегального и суррогатного. Маловероятно, что сама по себе антиалкогольная компания снизит потребление алкоголя более, чем на 15% максимум в ближайшие несколько лет. Это может быть лучшим результатом. И еще раз – это не критика Концепции: она как раз поставила вполне правильные задачи по снижению потребления. В ближайшие 10-12 (надо быть реалистами) умрет не менее 30% сегодняшних маргиналов; если им на смену не придут новые – то ситуация со средним потреблением алкоголя в России серьезно улучшится. И, если быть честными до конца, то это- один из главных источников в России снижения потребления алкоголя. То, что молодежь станет пить меньше – верится с трудом (ну, пусть в 2 раза меньше; но она не главный потребитель). Женщины и умеренно пьющие – погоды в снижении потребления не сделают. Только маргиналы могут помочь государству в решении проблемы: это не менее 30 млн человек, которые выпивают около половины алкоголя и все суррогаты в России- до 40 л абсолютного алкоголя в год на душу. Меры для нормальных людей пусть будут – ограничение по времени и т.д. Но если государство не способно противостоять пополнению рядов маргиналов в кризис взамен естественно уходящих – значит, сдвигов никаких в алкоголизации не будет. Мы так и останемся (как сегодня) на 13,5 л абсолютного алкоголя на душу в год в среднем (ну, пусть упадем на 10% -15%- это будет очень хорошо); или примерно по 15 л (минус 10% - 15%) на каждую душу за вычетом детей до 15-16 лет (как считают на западе).
- и очень важным является осознание того - какую роль будет играть алкоголь в новый период жизни государства и общества в ближайшие 10 лет. Ждать от нашего государства экономического прорыва не приходится; об этом говорит и система власти, и система экономической власти в государстве. В лучшем случае будет предпринята попытка восстановить то, что было построено в 2000- 2008 г.г. (как бы ни обвиняли сегодня эту модель). Но другой модели не знали тогда, не знают и сегодня. До новой модели надо еще дойти. Короче говоря, из кризиса каждый будет выбираться сам – как в начале и середине 90-х. Государство поддержит только пенсионеров (пока хватит денег). Это не страшилка. ВВП государства может расти; финансовые индексы – тоже. Но большая часть населения (и прежде всего – сегодняшние и будущие маргиналы) как-то слегка оторваны от ВВП и стоимости акций. Ближайшие 10 лет не могут позитивно повлиять на снижение потребления алкоголя и суррогатов нижними слоями населения.
- еще важно понять - как измениться покупательская способность населения и готово ли оно будет тратить деньги для обеспечения себя прежним объемом алкоголя по новым ценам. А вот здесь лакмусовой бумажкой и станет введение минимальной цены на алкоголь. И если введение минимальной цены хотя бы восстановит за год- два прежний уровень легального рынка водки и ЛВИ (130 – 135 млн дал в год или около 70% рынка водки и ЛВИ), то мы будем уже считать в новых экономических условиях эту меру серьезной победой.
Потребитель серьезно меняется; он уже понял, что эра его личной премиумизации закончилась (для значительной части бывшего среднего класса). Потребитель стал экономнее в одежде, обуви, бытовой технике и т.д. Еда как таковая перестала быть атрибутом праздника (все те же оливье и т.д.; для более обеспеченных всякие деликатесы). Праздник может содать в России человеку (пока еще наше сознание не изменилось в позитивную сторону) – прежде всего алкоголь. Хотя потребитель (по данным до 20 декабря 2009 г.) уже не реагирует как прежде на всякие распродажи, никакого потребительского подарочного и алкогольно- закусочного ажиотажа до сих пор нет. Хотя наличие продукции в необходимом объеме уже могло приучить россиян к спокойному поведению под влиянием кризисных моментов.
Год наш рынок под влиянием потребителей приноравливал производителей и поставщиков к дешевой продукции. К дешевой приноровил, теперь хотелось бы еще и качество к дешевой продукции присовокупить. Дешевый и качественный алкоголь – вот путь для производителей в России, и импортеров тоже (а это означает снижение доходов производителей; но тогда должна быть снижена коррупционная составляющая бизнеса, если это возможно; созданы условия государством для производства в России качественной и дешевой продукции. Однозначно будут бор с некачественной продукцией. Качество в России вновь станет конкурентным преимуществом при схожей цене (как 7- 10 лет назад). Более того, проверки качества продукции конкурентов в органах надзора и контроля станут методом конкурентной борьбы. А почему нет? Вот состоялась проверка 30 образцов шампанских и игристых вин 13 производителей из московской розничной торговли; в 10 образцах ряда производителей «вина» нет. Документы в Роспотребнадзор и рынок для этой продукции закрыт в Москве навсегда.
На днях состоялось выступление Председателя Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ А.Борисова на конференции Moscow Times «Итоги года: стратегии российских и международных компаний». Там он отметил: «Какие проблемы выделяют члены нашей бизнес-организации? На первом месте- сжатие внешнего и внутреннего спроса, – возрастание налогового бремени, возрастание тарифов естественных монополий, и на последнем – возрастание коррупции и фаворитизм. Многим компаниям приходится из-за усложнившейся ситуации использовать методы, от которых за последние годы по убеждениям или из-за улучшения ситуации уже отказались. Мы в своем кругу считаем, что если есть возможность воздерживаться [от таких методов], то лучше воздерживаться, так как рано или поздно это будет отражаться на репутации компании и отношениях власти и бизнеса в целом». Выступление большое и интересное. Но в выделенной нами цитате есть последний абзац- это как раз та «криминализация» российского бизнеса, о которой «ЦИФРРА» предупреждала в октябре 2008 г. Это совершенно «нормальное» и объяснимое для кризиса явление. Алкогольному бизнесу тоже позволили подзаработать на нелегальной продукции в кризис, что и вызвало рост нелегального рынка почти до 45% объема рынка водки (а легальный рынок сократило на 250 млн л в 2009 г.). Похоже, что «Росалкоголь» начинает постепенное наступление на алкогольные завоевания нелегального рынка в 2010 г.
Многие государства планируют какой-то рост своей экономики на 2010 и несколько последующих лет, но практически никто не планирует улучшение социально- экономической ситуации. А это как раз показатель способностей наших потребителей. Мы специально посмотрели доклады и планы нашего Минэконоразвития. Понятно, что оперировать этими показателями нам на нашем рынке с достоверностью 100% нельзя. Но все же- что-то эти цифры отражают. Вот, например, Таблица 1 (Основные показатели развития экономики в 2008 – 2009 (в % к соответствующему периоду предыдущего года). Мы «вырезали» эти показатели из большой таблицы доклада. Такой показатель, как индекс потребительских цен в России всего за два года вырос на 13,3% в 2008 к 2007 и на 12% в 2009 к 2008 (это официальные средние цифры; а продукты – значительно больше). Или за два года – рост в сумме на 27%. За это время реальная заработная плата (кто их знает, как они считают ее, но в динамике и относительно других подобных показателей – можно учесть)- выросла в2009 г. относительно 2007 г. (эталонного) всего на 6,4% (разница какая: +27% и +6,4%). Закономерен и результат по обороту розничной торговли: рост в 2009 к 2007 на 6,7%, но ведь это при росте индекса потребительских цен на 27%; какой это объемный минус в результате.
Таблица 1. Основные показатели развития экономики в 2008 – 2009 (в % к соответствующему периоду предыдущего года).
|
2008 г. |
2009 г. |
||||||
I квартал |
II квартал |
январь-август |
Год |
I квартал |
II квартал |
январь-август |
год (оценка) |
|
Индекс потребительских цен, за период, к концу предыдущего периода |
104,8 |
103,8 |
109,7 |
113,3 |
105,4 |
101,9 |
108,1 |
111-112 |
Реальная заработная плата |
113,4 |
112,5 |
112,8 |
111,5 |
99,2 |
96,1 |
96,7 |
95,4 |
Оборот розничной торговли |
117,2 |
114,9 |
115,7 |
113,5 |
99,9 |
94,4 |
95,3 |
94,0 |
В планах и докладах МЭР на следующие несколько лет отмечено:
- «сокращение доходов населения и ослабление рубля (а также принятые таможенно-тарифные меры по защите внутреннего рынка) привели к тому, что спрос на внутреннем рынке в 2009 году снижается, прежде всего, на импортируемые товары и в меньшей степени на отечественную продукцию. Ожидается, что в 2009 году импорт снизится более чем на 30 %, тогда как отечественная продукция, направленная на внутренний рынок, менее чем на 10%. В 2010 году возможен более быстрый восстанавливающий темп импорта. В последующие годы, по мере повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, внутренний спрос будет в большей степени ориентирован на них. Предполагается, что процессы импортозамещения будут более интенсивно происходить на потребительском, чем на инвестиционном рынке.
- занятость населения и безработица: в 2008 году в Российской Федерации началось сокращение численности трудоспособного населения. За 2009 - 2012 годы численность трудоспособного населения будет сокращаться в среднем на 0,9 млн. человек ежегодно. Эта тенденция приведет к снижению численности экономически активного населения до 72,8 млн. человек в 2012 году (прим. - вот это, собственно, и есть «основная армия» потребителей легального алкоголя). Экономический кризис сократил спрос на труд. В результате в 2009 году численность занятых в экономике снизится на 2,1 млн. человек и составит 66,4 млн. человек. В дальнейшем, в связи с ростом производства и увеличением спроса на труд, численность занятых в экономике постепенно возрастет и в 2012 году составит 66,6 млн. человек. Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте явилось своеобразным буфером, смягчающим давление на рынок труда. Однако общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда (МОТ), в 2009 году увеличится до 6,8 млн. человек, или 9,3 % экономически активного населения. В дальнейшем, в связи с ростом производства и увеличением спроса на труд, уровень безработицы сократится и в 2012 году составит 6,2 млн. человек, или 8,5 % экономически активного населения (прим.- вот в это мы не верим).
- денежные доходы и расходы населения: после значительного сокращения доходов населения в 2009 году их восстановление будет идти умеренными темпами. За 2010 - 2012 годы реальная заработная плата вырастет на 4,9 %, реальные располагаемые денежные доходы населения – на 7,3% (прим. – даже если мы поверим в эти расчеты, то это в лучшем случае выведет показатель за 3 года на уровень доходов конца 2008, но снижения уровня цен точно не будет – даже если он сохранится, это уже сегодня – плюс 12% к 2008; неужели цены не вырастут за эти годы? На алкоголь-то точно будут расти минимум на ставку акциза). Претерпит сильные изменения структура доходов населения. Доля доходов занятых и прочих доходов населения будет снижаться на фоне роста доли социальных трансфертов. Это обусловлено проведением в 2010 году мероприятий, направленных на увеличение пенсионного обеспечения граждан. В планах есть несколько вариантов. Один из них: в 2010 - 2012 годы реальная заработная плата вырастет всего на 0,8%. В целом, реальные располагаемые денежные доходы населения за 2010 - 2012 годы вырастут на 3,6%. Есть там и более оптимистичные два варианта. Документ очень большой, желающие посмотрите сами.
Это все мы приводили лишь для того, чтобы было ясно: и государство не планирует перевернуть горы для решения социально- экономических проблем (где эти горы?).
Так что бизнес остается один на один с потребителем, проблемы которого в 2010- 2012 г.г. в лучшем случае останутся на сегодняшнем уровне.
Поэтому, мы продолжаем считать, что ситуация на потребительском рынке в целом, и алкогольном рынке России в частности в лучшем случае стабилизировалась во втором полугодии 2009 г. И такой останется (в лучшем случае) в 2010 – 2012 г.г.
Россия- Украина: «перезагрузка»
Ну, что ж: мы дружно предали (скорей всего, не в последний раз) анафеме идеи некоторых «веток» власти по введению различных форм госмонополии на заседании Круглого стола в ТПП РФ 22.12.09 г. Это была самая большая проблема. Но если кто-то думает, что жизнь рынка станет легкой и непринужденной после введения 49 законопроектов, которые будут рассматривать в Госдуме в начале года, то сильно ошибается. Все эти меры будут долго притираться к рынку. Но как альтернатива ГМП – пусть лучше они, чем лишение бизнеса.
В то же время государство идет двумя путями: оно способно новыми мерами очень серьезно «зажать» рынок, с одной стороны, а с другой оно создает мощное частно- государственное коммерческое партнерство под управлением государственной структуры «Роспиртпром». На эту тему навеяло поговорить после Круглого стола и утреннего (тоже 22.12) сообщения о том, что «ВТБ» закончил сделку с алкогольными активами.
Итак, «ВТБ» объявил, что продал контрольные пакеты в 11 алкогольных компаниях, которые в октябре получил за долги от «Росспиртпрома». При этом банк завершил сделку без убытка для себя, но сумму сделки и покупателя не назвал. Не очень понятно все-таки – почему пакеты в 11 заводах, если, по крайней мере, брянский актив точно был обанкрочен, а три актива – в процессе. Но это не так важно. В результате никто ничего не потерял: государство (налоговая) от «ВТБ» (государственного банка) в счет оплаты долгов получило два года назад 5 млрд руб. (250 млн дол на тот момент), а сегодня государство («ВТБ», который готовится к либерализации) получило от частных структур (не меньше»). Мы ранее считали, что государство вполне могло бы отдать эти заводы «Роспитпиртпрому», «золотая маркетинговая» команда которого получила бы в управление и производство старые советские бренды, создавала свои бренды и производила бы продукцию на своих заводах, после чего реализовывала через новую компанию «ВЕДК». В этом случае был бы создан мощный государственно- частный «алкогольный кулак»: «РСП» (под «Росалкоголем») - «ВЕДК». Время и курс на либерализацию экономики распорядилось иначе.
Логика развития процесса говорит за то, что новым владельцем заводов стали структуры совладельца УК «Металлоинвест» и Coalco В. Анисимова. В то же время и этот человек не мог возникнуть в алкоголе случайно, без рекомендаций сверху (на самом высоком «сверху»). Именно потому, что все, что происходит сегодня в алкоголе – находится под самым пристальным вниманием «самого верха» (борьба с алкоголизацией не должна заслонять вопросов экономики и контроля за рынком). Никаких сомнений у нас лично нет (хотя нет и информации), что новый алкогольный монстр создается с «высшего» благословения. Создается разом частно- государственная «Синергия №2», которая получает 7-11 заводов под управлением «Росспиртпрома», что означает некую поддержку государства. Если «очистить» эти заводы от чужой, контрактной водки и выделить после этого 51% продукции (что соответствует доле собственности), то на 51% этих активов приходится не более 6%-7% объема производимой в 2009 г. легальных водки и ЛВИ. Для роста возможности не ограничены.
Как было сказано, «после сделки «Росспиртпром» продолжит управлять заводами в партнерстве с новым собственником. Восточно-Европейская дистрибуторская компания (ВЕДК)». В настоящей ситуации – самый правильный шаг. Не очень понятно, почему скрыты новый собственник и сумма. А вдруг – возник новый персонаж- покупатель? И все будет совсем не так? Посмотрим.
В этот же день (22.12) объявил о своем банкротстве еще один лидер российского рынка водки и ЛВИ –компания «Союз-Виктан».
Таблица 1. Предприятия – производители водки и ЛВИ в 2005 - 2009 г.
Наименование предприятия |
Доля в2005 г. |
Доля рынка в 2006 г. |
Доля рынка в 1 полугодии 2007 |
Доля рынка в 2007 г.
|
Доля рынка в 1 квартале 2008
|
Доля рынка в 1 полугодии 2008 |
Доля
рынка в январе-сентябре 2008 |
Доля
рынка в 2008 |
Прирост производства в 2008 к 2007 |
Доля
рынка в 1 кв 2009 |
Прирост производства в 1 кв 2009 к 1 кв 2008 |
Доля рынка в 1 пг 2009 |
Прирост производства в 1 пг 2009 к 1 пг 2008 |
Доля произв в янв- сент 2009 |
Прирост производства в янв- сент 2009 к янв- сент 2008 |
5. Союз-Виктан |
0,6% |
2,6% |
1,3% |
1,16% |
1,2% |
1,67% |
1,84% |
1,895% |
+51% |
3,475% |
В 2,4 р |
3,46% |
+72% |
2,44% |
+14,3% |
Таблица 1 дает портрет компании в качестве производителя водки и ЛВИ в России. Компания действительно уникальная. Много лет в группе лидеров украинского рынка. После бреши в российском водочном рынке, которую пробил «Немирофф» 9 лет назад, вошла в Россию в качестве импортера. Вместе с «Немировым» создали в России «плацдарм» для входа других украинских компаний, создали высочайший имидж качества и т.д. украинской продукции в России в период тяжелых межгосударственных отношений. Принесли в начале 21 века в Россию водочный маркетинг мирового уровня. В 2005 г. первыми из западных компаний в России купили алкогольное производство (в г. Руза, а затем и в Лыткарино). С 2005 до 2008 г.г. работали на нашем рынке и как производители, и как импортеры. При этом импорт практически прекратили в 2009 г., полностью перейдя на обеспечение российского рынка произведенной здесь же продукцией (начали контрактное производство на мощностях еще одного завода). Посмотрите, как росла доля рынка и объемы производства компании в России с 2005 по 2009 г.г. Уже в 2006-2007 г.г. завод прочно вошел в группу лидеров производства (первую десятку). Кризис 2006 привел к тому, что потребитель даже не заметил, что пьет уже не украинские «Бруньки», а подмосковные. Еще в 1 полугодии 2009 г. завод занимал 3,46% объема производства в России с приростом в 72% к 1 полугодию 2008 г. Вот это темпы. Проблемы начались осенью. И январь-сентябрь 2009 г. завод тем не менее закончил под №5 в России с долей рынка 2,44%.
Завод проводил реальную политику собственного «импортозамещения»: если в 2008 г доля импортной (произведенной в Украине) водки «СВ» (без учета импорта ЛВИ) на рынке импортной водки составляла 18%-20%, то в 1 полугодии 2009 эта доля упала до 5%.
Чтобы была ясна ситуация на украинском рынке водки и ЛВИ, то мы даем не сегодняшнюю (провальную) ситуацию, а старую нашу Таблицу 2 - по итогам 2008 г., когда работала позитивно программа оздоровления водочного рынка Украины: новая марка и минимальная цена (до провального повышения ставки акциза). По итогам 2008 г. в Украине «СВ» - производитель №4 с долей производства почти 11% в стране и занимает около 10% внутреннего украинского рынка розничных продаж.
Таблица 2. Российский вариант украинской таблицы (тыс дал)- 2008 г.
Компания |
Произведено горилки и ЛВИ крепче 8,5% (тыс дал) |
Доля компании в производстве продукции в Украине |
Реализовано продукции на внутреннем рынке (тыс дал) |
Доля реализованной компанией продукции на внутреннем рынке от объема производства компании в2008 г.
|
Доля реализованной компанией продукции на внутреннем рынке от объема всей реализованной продукции в Украине (всеми компаниями)
|
Объем импорта и (или) складских запасов компаний на конец года |
Хортица |
8 954 |
17,95% |
6 692 |
74,74% |
16,11% |
Экспорт + запасы 2 262 |
Немирофф |
7 132 |
14,3% |
3 894 |
54,6% |
9,37% |
Экспорт + запасы 3 238 |
Национал. водочная компания |
6 098 |
12,23% |
5 960 |
97,73% |
14,35% |
Экспорт + запасы 138 |
Союз-Виктан |
5 400 |
10,83% |
3 969 |
73,5% |
9,55% |
Экспорт + запасы 1 431 |
Прайм |
3 364 |
6,74% |
3 353 |
99,7% |
8,07% |
11 |
Львовский ЛВЗ |
1 660 |
3,33% |
1 582 |
95,3% |
3,81% |
78 |
ЛИК |
3 672 |
7,36% |
3 514 |
95,7% |
8,46% |
158 |
Златогор |
1 936 |
3,88% |
1 935 |
99,94% |
4,66% |
1 |
Станисл. Торговая компания |
790 |
1,58% |
834 |
106% |
2,01% |
|
Ив. Фран. ОДОСП |
810 |
1,62% |
799 |
98,64% |
1,92% |
11 |
ИТОГО |
39 816 |
79,8% |
32 532 |
|
78,3% |
7 284 |
Прочие производ. |
10 064 |
20,2% |
9 014 |
89,57% |
21,7% |
1 050 |
ИТОГО по Украине |
49 879 |
100% |
41 545 |
|
100% |
8 334 |
По показателям объема производства и продаж – все более, чем хорошо (как было у «гроссовцев»). «СВ» прошел начало финансов- экономического кризиса в России и Украине, но не выдержал последней акцизной реформы. Долговая нагрузка компании оказалась слишком высокой. С причинами банкротства разберутся кредиторы. НО при этом активы компании, в первую очередь – интеллектуальные (и украинские, и российские) – очень привлекательны.
Зачем мы объединили в один блок Россию и Украину? Поясним. Еще совсем недавно (начало 2009 г.) ситуация была иной: украинские компании – лидеры прекрасно проходили кризис в Украине и России; ничто, казалось, не предвещало такого «облома» рынка водки в Украине, хотя программа «убийственного» повышения ставки акциза уже была и все дружно обращали внимание украинского государства на будущие проблемы; Украина была опьянена ростом легального водочного производства- хотя всего на всего прикрыли одну схему – на водку 0,5 л перестали клеить марки 0,1 л. А наши крупные компании в это время уже падали («Гроссовцы», «Веда», «Ост-алко» и т.д.). Полгода назад мы еще смотрели на украинские компании как на потенциальных покупателей подешевевших активов в России.
Буквально на днях компания «Немирофф» дала свой прогноз украинского рынка: к 2015 году 90% украинского водочного рынка будут консолидированы между тремя производителями, в то время как до кризиса 10 компаний контролировали почти 80% украинского рынка водки, что всегда приводилось в пример российскому рынку. Мы много думаем и пишем об украинском рынке, но в 2015 г. заглядывать не будем – слишком далеко. Мы даже себе пока не можем представить, что собой будет представлять Украина в целом в 2015 г. Каждый имеет право на свой взгляд: вот владелец «Хортицы» считает, что люди в кризис стали пить меньше на 10%-15%. Тоже возможно, где –то.
Так вот, мы не исключаем, что в 2010 г. ситуация кардинально изменится. И не украинские компании будут покупать российские алкогольные активы, а как раз наоборот.
И среди первых покупателей может оказаться новый частно- государственный монстр России, о котором мы писали в начале материала.
Мы не знаем, как пройдет банкротство «СВ» и удастся ли компании вывести те же бренды из долгов (как это сделали те же «ведовцы» и «гроссовцы») в России и Украине. Но российское железо «СВ» особо никому не нужно, а вот «Бруньки» - отличный актив. У украинцев была независимая оценка брендов какими-то компаниями ежегодно. Так вот по итогам 2008 г. компания «СВ» (видимо с «бруньками» и т.д.) оценивалась более чем в 300 млн дол. Того же «Мягкова», который производился в объеме 2,3- 2,4 млн дал в год (1,7 млн дал для России, остальное – для Украины) до кризиса продали за 80 – 100 млн дол. Ну, должны бренды «СВ» стоить сегодня хотя бы 100 млн дол?
И не видим причин, которые бы помешали сегодня новому российскому монстру купить российские и украинские активы «СВ». Даже акцизный водочный бардак должен в Украине скоро кончиться.